Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура № 23(161) от 11.06.2009

Позади крутой поворот

, 18:00

Звуки летали со страшной силой

 В.М.: Расскажи о знаменитой пластинке «Цветов». Легенды ходят о ее создании. Особенно о Стасе Намине.

И.С.: При записи первой меня не было. Но рассказывали, и как кефир на голову выливался. И ктото летел со второго этажа ...Потом, когда «Летний вечер» писали, я на себе испытывал эти пресс и харизму Стаса. Идет запись: сижу играю соло. Вроде все отлично получается, а Стас стоит над тобой как пресс. Грузит, и так сильно. С одной стороны, страх, а с другой - играешь и не можешь остановиться...

В.М.: Харизма Стаса както способствовала твоим достижениям? Или это было просто сумасшествие?

И.С.: Главное - результат. Для тех лет запись была просто блестящая. Лабухи специально переснимали соло, чтобы играть в ресторанах. Примочки были самыесамые, аппарат был самыйсамый, гитара GibsonL6 потрясающая.

В.М.: Барабаны писались вместе?

И.С.: Все вместе писалось. Звуки летали со страшной силой. Не зная как надо, Стас все делал, как сам чувствовал. В результате был потрясающий эффект. Нас даже битлами иногда называли. А на заборах рядом с ними «Цветы» писали.

В.М.: Да это был настоящий прорыв! Дюжиков рассказывал, в Одессе с конной милицией выступали.

И.С.: Саша Лосев как раз вернулся. Как я был счастлив, что был в том составе, в который был влюблен.

В.М.: Группам нужна селекционная работа? Считается, что, когда меняется команда музыкантов, кровь обновляется, не застаивается, и идет творческий процесс. Но с уходом Маккартни ребята сказали, что без него «Битлз» уже не «Битлз».

И.С.: В «Битлз» хоть одного человека убери - это уже не «Битлз». А что касается Лосева, это отдельная история. Когда он снова зазвучал в «Цветах», я стоял с гитарой на одной сцене с Сашей, такой гордый... ты даже не представляешь. «Я играю в группе «Цветы»! - говорил я себе все 4 года. Я просто не верил в это...

 Вернуть все по справедливости

 В.М.: Сейчас туча всяких клонов: 5 групп «Веселых ребят», 10 «Синих птиц», «Белорусские песняры»... Насколько важно в той же «Синей птице» присутствие нашего товарища Сереги Дроздова?

И.С.: Как может звучать «Синяя птица» без Дроздова? Отвечу. Я же вынужден слушать «Синюю птицу», вернее, ее клон, потому что в ресторане следующим в программе иду я. Когда они поют, ощущение, что поет Серега. Делают все, чтобы было похоже на него, иначе песня не звучит.

В.М.: Леша Пузырев когда-то делал всю стилистику «Веселых ребят», а ведь его голос практически никто не знает... Молодые люди оставляли часть жизни, свой талант в ансамбле. Потом другие этим пользуются. Как восстановить справедливость?

И.С.: Всем этим ребятам должны оплатить смежные исполнительские права. Просто взять и задним числом - вернуть деньги. Если человек умер - родственникам.

В.М.: Если говорить о деньгах, то, к сожалению, существует традиция, что артистов концерты кормят.

И.С.: Восстановление добрых имен и авторских прав просто необходимо. Мы знаем, как лоббируется бизнес, имя которому - пиратство. Он хорошо охраняется. Нередко с участием чиновников. Даже просить приходится хотя бы на месяц остановить пиратов, чтобы диск или фильм собрали хоть какие-то деньги. Ведь с монтажного стола все уходит.

Звездам тесно в одной команде

В.М.: Долго ли может просуществовать команда, состоящая из звезд? В истории советской попмузыки были «Карнавал» с Барыкиным и Кузьминым, «КарМэн» - с Лемохом и Титомиром. Они недолго просуществовали. Те же «Цветы» и «Круг»...

И.С.: Возьмем, к примеру, группу «Круг» - все практически композиторы и поэты. Чтобы друг друга не колбасить, мы назвали это «музыка и слова группы «Круг». Я с этим лично пришел в РАО (Российское авторское общество). На меня там посмотрели выпученными глазами и сказали - ты сошел с ума. Я говорю: «Нет. Основные хиты там написал я - все в порядке».

В.М.: Но в твоем знаменитом «Каракаракаракуме» стихи Монастырева...

И.С.: В случаях, как с песней «Каракум»: музыка группы «Круг», слова Писаржевской и Монастырева. Это и придумал, кстати, сам Монастырев - Алексей большая умница и вообще нас курировал. Он был старше, и нас, детишек, частенько взбадривал.

В.М.: А кто вас собрал?

И.С.: Собрал нас Господь. А сподвигло то, что мне больше всего на свете захотелось исполнять свои собственные песни. Все, что у меня формировалось, начало вырываться и выплескиваться в группе «Цветы», в то время уже переименованной в «Группу Стаса Намина». (Якобы хиппиподобное название запретили партийные чиновники.) Так вот руководитель ансамбля, чьим именем он и назван, мне сказал: «Извините, мы ваши песни петь не будем. Мы будем петь только мои». А мне же все равно хочется. Большая сцена, вроде все возможности есть... и не дают.

В.М.: Какието компромиссы были возможны?

И.С.: Стас знал, что меня «Веселые ребята» приглашают. Я с Лешой Глызиным дружу. При нем все было. Слободкин Павел Яковлевич подходил и говорил: «Мне очень нужен подвижный гитарист, как вы. Не хотели бы к нам?» И Стас понял - могу убежать. А он меня очень ценил. И если уйду, он потеряет много. Я же с гитарой бегал, прыгал, и не только по сцене. Мог два ряда девчонок один снять. И Стас решил все уладить малой кровью: «Хорошо, будешь петь свои песни. Но сольно - не в группе».

В.М.: То есть, отыграв, все идут переодеваться, расслабляться...

И.С.: А я как Папа Карло пашу один... И хотя сольно я стал уже и в группе петь «Музыканта», «Звездочку», еще чтото, все равно захотелось уйти «и от дедушки, и от бабушки».

В.М.: Ты один ушел?

И.С.: Мы все собрались и ушли. А это 14 человек вместе с обслуживающим персоналом. Мы же в отсутствие Стаса давно репетировали мои песни. Тут еще бывшие директора масла в огонь подлили. Один разговорами кто сколько с концертов имел. Другой науськивал гастроли по стране устроить с названием «Цветы». Бешеную сумму 50 тысяч рублей за название предлагал, но Стас ответил: «Никогда!» Организовались как группа «Круг». Но Стас ее потом своим «указом» распустил. Проект его же был. Разругались вдрызг. Хотя в общемто и делить было нечего, в то время все сидели без копейки.

Еще один Стас, но партийный

В.М.: Да, но примерно в то время твое имя стало очень популярным...

И.С.: Так вот когда все уже переругались, судьба вдруг посылает мне другого Стаса из ЦК партии по вопросам культуры. Молодой парень, которого обязали следить, чтобы культурная программа Фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1985 году проходила нормально. В 1984 году он нашел меня и сказал: «Завтра в 9.00 у ЦК ВЛКСМ». При встрече сует мне бумаги. Я ему: «Что это?» Он: «Путевка. Иди в кассу, получай командировочные». - «Куда?» - «У тебя материал есть?» - «Конечно, вот папка с песнями, все расписано по партиям - барабан, клавиши, всевсевсе». - «Ну вот, едем в Таллин - там, в Эстонии, самая крутая техника, лучше не бывает». Приезжаем, нас встречают, мы пишемся. Меня поздравляют как композитора. Про себя думаю: «Какой композитор?» Раньшето как было: если ты не член Союза композиторов, значит, и не композитор. Они же себя ловко поставили: 20% песен - можешь свои, а 80 - наши, то бишь, советских композиторов. Все, думаю, - пропал...

В.М.: И что сделал комсомол?

И.С.: Уладили. Павел Гусев, главный редактор «МК», был ответственным организатором международного отдела ЦК ВЛКСМ. Он все правильно разрулил. Песни были достойные. Можно было выставлять на премию «Звуковой дорожки». Я был на обложках журналов вплоть до «Работницы» с «Крестьянкой». Стал известным. Песне «Позади крутой поворот» в Сопоте84 первую премию дали. В рамках фестиваля в Москве песня «Московский простор» победила. Вскоре записал первый альбом. В общем, покатило. За год реанимации решил все свои проблемы. Хотя еще совсем недавно сидел без копейки.

В.М.: А конфликт звезд чем закончился?

И.С.: Слава богу, я убедил Стаса все забыть. 1985 год. Центр международной торговли, 2й этаж, конгрессхолл, общий концерт, я стою, и Стас Намин стоит. Увидел его и забыл - кто я есть. Хотя уже по 2 стадиона на дню собирал. Меня как магнитом потащило к Стасу. Говорю: «Сними грех с меня, ну тяжело же...» Он мне: «Теперь, когда у тебя свое дело, ты понял, что предал?» - «Понял, что нарушил все твои планы, каюсь, прости!» - «Ладно, мы дело опять открыли». - «И я могу тебе звонить?» - «В любое время суток». На презентации пластинки я усадил его в президиум. Когда мне задавали вопросы, я говорил - не по адресу, лучше к учителю. Он отвечал классно, и мне было очень приятно.

В.М.: То есть этот крутой поворот позади. А Намин тогда совсем один остался?

И.С.: Единственный, кто с ним остался, - это Саша Лосев. Я ему сказал: «Саш, здесь ты начал, здесь ты и останешься до конца». Слова мои, к сожалению, потом оказались пророческими... Он и был до самого конца, и ушел с цветами в руках.

В.М.: Февраль был, когда он  ушел от всех нас?

И.С.: Да, 1 февраля. 2004го. Был день рождения его Гали. Он принимает гостей, все с цветами. Он хочет поставить их в вазы... и вдруг с полной охапкой стал опускаться по стене...

Я провожал его в последний путь. Со Стасом его «туда» и отправили. А все остальные потом приехали на отпевание в церковь на Комсомольском проспекте. Эту церковь Сашкин отец сохранил вопреки указу Сталина. Он же был архитектором всего Комсомольского проспекта.

В.М.: Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках?

И.С.: Да, но она на пути проспекта стояла. И Сталин грохнул по столу, и отец Сашкин грохнул. «Это же XVII век!» - сказал, и ее оставили...

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram