Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 14(204) от 15.04.2010

Кого будем оплакивать?

, 17:06

Росстат впервые подвел масштабные итоги развития экономики от начала реформ 1990-х годов до наших дней. Подсчитали буквально все: от того, насколько за это время выросло национальное богатство, до того, сколько мяса, яиц и молока в каком году можно было купить на среднюю пенсию или зарплату. При этом статистики открыли немало примечательных фактов.

Полная картина развития страны с 1992-го по 2008 г. - огромный том в сотни страниц. Он поражает обилием информации. И эти цифры не всегда подтверждают популярные мифы. Многие «незыблемые истины» легко развенчать.

Первое. Даже на самом высоком уровне часто раздаются голоса, утверждающие, что в стране слишком много пенсионеров. Поэтому планку выхода на заслуженный отдых придется повышать. В действительности - ничего похожего. Если в 1992 г. на пенсии были 35,3 млн. человек, то спустя 16 лет - 38 миллионов.

Не похоже, чтобы пенсионеры за эти годы стали такой уж непосильной обузой для работающих граждан. Потому что число занятых в экономике почти не изменилось: был 71 млн. человек, стало - 70,6 миллиона. Кого действительно стало гораздо больше - так это чиновников. За то же
время количество людей, занятых на госслужбе, увеличилось в 1,5 раза - до 1,577 млн. человек.

Второе: из страны уехали все ученые. На самом деле с 1992 г. число научных кадров уменьшилось только наполовину: было 80 тыс. исследователей, осталось 37,5 тысячи. Те, кто не бросил науку, делают для ее развития немало. Например, в 1992 г. было подано 32 тыс. заявок на изобретения, в 2008 г. - 42 тысячи. В 2000 г. наша страна продала за рубеж 1094 технологии, восемь лет спустя - уже 1860. За счет этого доход науки от экспорта идей вырос с 5 до 31 млрд. руб. в год.

Третье: все население подалось в торговлю, а работать на селе и в производстве никто не хочет. Оказывается, хотят. Действительно, 18 лет назад торговля давала работу 8,5 млн. человек, а сейчас - 12 миллионам. Но это не значит, что туда перебежали все бывшие рабочие. Например, в рыбной отрасли как было 140 тыс. работников, так и осталось. Та же картина - в обрабатывающей промышленности, которая кормит 11,2 млн. человек. А вот число людей, занятых в добыче полезных ископаемых, даже снизилось - с 1,2 до 1 миллиона.

Что касается «бешеного дефицита крестьян», достаточно сказать, что в 1992 г. у нас было 38 млн. сельского населения, сейчас - 37,2 миллиона. В общем, в свете такой статистики получается, что знаменитое «тотальное обезлюдение» села - миф. В целом оказывается, что у нас не было никакого массового бегства так называемых непрестижных профессий. Взять хотя бы медицину: хотя численность клиник за 18 лет сократилась с 12,6 до 6,5 тыс., врачей... стало даже больше. А именно - 703 тыс. против 637 тысяч. Правда, выпускники медвузов все меньше идут учиться на рентгенологов и педиатров, и все больше - на неврологов и стоматологов. Оно и понятно - жизнь стала нервная, а пломбы - безумно дорогими. Между прочим, число «кариесоведов» увеличилось больше, чем представителей других медицинских специальностей, - с 46,5 до 60 тысяч.

Четвертое: все последние десятилетия строили одни только нефте- и газопроводы, а общественный транспорт и дороги не развивали. В действительности протяженность нефтепроводов даже снизилась - с 50 до 46,7 тыс. км, газовых труб было 140 тыс. км - стало 160 тыс. километров. В основном за счет программы газификации села. Зато длина путей метро по всей России выросла с 367 до 461 км, автодороги стали длиннее на 180 тыс. километров. Нельзя сказать, что это слишком большая прибавка, но уж точно - не полная заморозка. Что действительно не строили - так это трамвайные и троллейбусные пути.

Пятое: иностранцам интересны только наши полезные ископаемые, развивать производство им неинтересно. На самом деле в добывающих отраслях работают только 383 компании с участием иностранного капитала. Для сравнения: в сельском хозяйстве таких - 660, в обрабатывающих производствах - 3,7 тыс., на транспорте - 1085.

В общем, осталось еще немало мифов, так и напрашивающихся на разоблачение. Даже знаменитый «крах отечественного текстильного производства» оказался не таким уж крахом. Хотя падение велико: в 1992 г. в стране производили 3,2 млн. кв. м ткани, сейчас - 2 миллиона. Зато по производству стали, электроэнергии, химии и даже холодильников мы обогнали не только перестроечные, но и лучшие советские показатели.

Что же получается - на деле все не так плохо, как утверждают некоторые политики и эксперты? Конечно, болячек хватает: например, ситуация с обеспеченностью населения нормальным жильем явно и давно зашла в тупик. Да и с высокотехнологичными производствами все могло быть намного лучше. Но главное: статистика показывает, что, несмотря на череду тяжелейших кризисов, которые свалились на страну за минувшие 18 лет, еще три года назад по ключевым показателям мы вышли на дореформенный уровень. После чего рост экономики продолжился. А значит, его не остановит и недавняя встряска в экономике.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram