Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 15(153) от 16.04.2009

И у Путина есть оппозиция

, 16:57

Враг внешний и внутренний

С внешним врагом все понятно. Никому в мире НК-93 не нужен. Это же могучий конкурент, способный кардинально перекроить рынок, в первую очередь за счет феноменальной экономичности и малошумности. Наземные испытания, авиаторы их еще называют «гонки», и первые полеты подтверждают заявленные показатели. А по максимальной тяге кузнецовский двигатель значительно превысил расчетные характеристики, чем немало удивил бригаду испытателей и инженеров. В планах западных производителей двигатели аналогичной схемы есть, но Россия с НК-93 пока всех опережает на годы. Впрочем, немецкие и американские авиастроители с оглядкой на нас уже проводят испытания двигателей, внешне подозрительно похожих на НК.

Враг внутренний куда более изощренный и малозаметный. Так, «Оборонпром» назначил «смотрящим» самарского куста двигателестроительных предприятий Николая Никитина, варяга с пермскими корнями. А «Пермские моторы» во все времена были и остаются злейшими «друзьями» кузнецовских двигателей. Была бы воля Никитина, он давно бы сплавил двигатель в металлолом, а конструкторскую документацию на него в Пермь. Глядишь, спустя пять-десять лет появился бы близнец НК-93 под маркой «ПС»!
Нынешний генеральный конструктор СНТК им. Н.Д. Кузнецова Дмитрий Федорченко тоже не фанат НК‑93. Если бы двигатель назывался не НК (Николай Кузнецов), а ДФ (Дмитрий Федорченко), тогда другое дело. А так генеральный больше внимания уделяет своему собственному детищу, газотурбовозу для ОАО «РЖД».

Многие главные и не очень конструкторы, менеджеры попросту боятся НК-93 - зачем связываться с опытной разработкой, на которой в случае неудачи можно свернуть шею?

К тому же узок круг специалистов, знающих, с какой стороны подойти к чудо-машине. Пара-тройка мотористов, столько же слесарей. Конструкторов и инженеров тоже легко сосчитать на пальцах одной руки. Все они в возрасте, сейчас как назло лечат по больницам старые болячки. У кого-то отказали ноги, ведущий конструктор НК-93 Анатолий Лоцман на ближайшие месяцы в буквальном смысле ослеп - ему сделана операция на глазах. Врачи говорят, что в 72 года нельзя было столько времени проводить на морозном ветру аэродрома, стоя на стремянке под крылом самолета. Но без его работы не было бы декабрьского полета.

Без этих героических, в прямом смысле, стариков выполнить программу летных испытаний НК-93 будет практически невозможно. А у них, кто поздоровее и покрепче, мысли о другом: «Весна, пора на огород!» Даже те, кто прежде о картошке и огуречной рассаде не задумывался. Потому что сегодня руководство СНТК грозится выдать деньги аж за декабрь... При такой системе оплаты труда, без подножного корма оставаться попросту недальновидно. Руководитель летных испытаний НК-93 от СНТК Владимир Пташинский вообще написал заявление «по собственному желанию» в связи с тем, что в условиях начальственного безразличия и полного безденежья изображать бурную деятельность аморально.

Снять нельзя оставить

В Летно-исследовательском институте им. М.М. Громова, двигатель испытывается на его базе, вообще зреет антипремьерский бунт - начальник Евгений Горбунов дал команду снять НК‑93 с крыла летающей лаборатории Ил-76. И отбыл поправлять здоровье на израильский курорт. Это уже после поручения Владимира Путина! С понедельника демонтаж НК-93 начался...

Любой авиастроитель скажет - демонтировать опытный двигатель без ущерба последнему невозможно. Всегда что-нибудь да «отвалится» или потеряется, обязательно будет повреждено. Но у Горбунова свои резоны. Да, самолет был выделен ВВС именно под НК-93. За счет СНТК его восстановили, отремонтировали до соответствия нормам летной годности. И в ЛИИ ждут не дождутся, когда самолет освободят для других авиамоторов, в том числе и зарубежных разработок.

Летающая лаборатория Ил-76ЛЛ - самолет уникальный, специально сконструированный для летных экспериментов. Он битком набит измерительной аппаратурой, оснащен особо жестким крылом. Надо только избавиться от проблемного НК-93!  Желание заработать перевешивает патриотический порыв - те же индийцы, например, готовы платить сполна и в срок. А знаменитый институт в долгах как в шелках.
И правда, двигатель находится, в прямом смысле, в подвешенном состоянии, уже третий год! И за это время сделано всего три полета: один в мае 2007-го и два в конце 2008 г. - нет денег! Если такими темпами проводить летные испытания, то на программу из 25 полетов потребуется 16 с лишним лет!
И в это же время закачиваются миллиарды в ОАК и ОДК (авиа- и двигателестроительные корпорации). Ударными темпами там же, в ЛИИ, испытывают «француза» - двигатель к Суперджет 100. И никаких проблем с финансированием! Понятно, что руководство ЛИИ поглядывает на застывшую на земле летающую лабораторию, как волки на овец.

Изысканные беспредельщики

Удивительная ситуация - за право наладить серийный выпуск НК-93 бьются даже казанские моторостроители. Оснастка на КМПО есть, опыта внедрения кузнецовских разработок не занимать: сердце газоперекачивающего агрегата НК-36, который производится здесь, является наземной версией 93-й машины. Готовы вкладываться, участвовать в доработках. Президент Татарстана Шаймиев бомбит письмами Кремль: «НК-93 нужен стране!»

Но без полноценных летных испытаний авиадвигатель ничего не стоит. Как чиновничий беспредел можно расценить прошлогоднюю ситуацию: средства на испытания НК-93, заложенные в госпрограмму развития авиации, предприятию выделили аккурат в предновогоднюю неделю. И как прикажете за несколько дней «освоить» миллионы рублей?! Даже если развить кипучую деятельность, чтобы выполнить программу полетов, нужны месяцы. Полет, разбор, анализ, внесение технических изменений, подготовка к следующему. В авиации некомпетентность, спешка и очковтирательство смертельно опасны.

Ситуация и на самом СНТК им. Н.Д. Кузнецова патовая. «Оборонпром» и назначенные им управленцы потихоньку сплавляют проблемное предприятие, сокращают персонал, переводят остатки производства и науку на другие площадки. Никитина в Самаре иначе как «могильщиком СНТК» не называют. Куда проще, безопасней и выгодней заниматься газоперекачивающими станциями для «Газпрома». Правда, существует закавыка с ремонтами и продлением ресурсов двигателей для стратегической авиации. Их единоличный разработчик тоже СНТК, но ответственные за эту сторону деятельности тянут время и уповают на то, что бумага все стерпит. А ракетоносцы подождут.

Наиболее точно чиновные «пляски» вокруг НК-93 охарактеризовал знаменитый летчик-космонавт Владимир Джанибеков:
- Это целая серия преступлений против интересов государства, исполненных в изысканной манере. Я не верю, что это обычная человеческая и чиновная глупость.

До чего дошла демократия - президент, председатель правительства раз за разом требуют завершения испытаний единственного чистокровно российского авиадвигателя большой мощности. НК-93, несмотря на солидный возраст, гость из будущего. Владимир Путин понимает - позиции сдавать нельзя. Все то, что в стране есть передовое, перспективное, надо сохранять, а не гробить. Но бюрократический аппарат ответственных за двигателестроение министерств и ведомств с ослиным упрямством игнорирует прямые указания премьера. В старые времена за такую «оппозицию» целая группа чиновников прямо из-за столов была бы отправлена на перевоспитание - строить народное хозяйство с кайлом или совковой лопатой в руках под бдительным присмотром гренадеров из НКВД. И это в лучшем случае! В худшем - сами знаете...

От кого зависит

Неукоснительное исполнение поручений премьера РФ:
Владимир Вехов - главный конструктор «НК-93» с 2008 г.
Евгений Горбунов - начальник ЛИИ им.М.М. Громова
Денис Мантуров - зам. министра промышленности и торговли
Николай Никитин - исполнительный директор ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», 1-й зам. гендиректора ОАО «Моторостроитель» и зам. гендиректора ОАО «СКБМ»
Андрей Реус - глава компании ОАО «ОПК «Оборонпром»
Виктор Христенко - министр промышленности и торговли РФ

P.S. За час до подписания номера в печать стало известно - двигатель НК-93 в спешке демонтирован с самолета. Чтобы опять привести его в работоспособное состояние, потребуются немалые средства. И если срочно не принять меры, то через пару месяцев разработка, в которую вложены государственные миллиарды, будет стоить как дорогой металлолом - 10 тыс. руб. за тонну. Получается, поручение Владимира Путина для ответственных лиц - не указ.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram