Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 27(165) от 09.07.2009

Лифт без денег не поедет

, 19:21

Не ремонт, а бутафория

Примерно каждый пятый лифт в жилых домах Москвы уже отработал нормативный срок. Половина диспетчерского оборудования тоже должна быть заменена, предупреждает Ростехнадзор. Однако с начала 2009 г. город перестал финансировать обновление лифтового парка столицы.

В конце 60-х ежегодно вводилось в эксплуатацию по 3 тыс. лифтов. Срок службы без капремонта им был определен в 25 лет. Соответственно, массовое старение лифтов пришлось на середину 90-х. Московское правительство начало принимать одну за другой специальные программы. Однако темпы старения (те самые три тысячи лифтов ежегодно) превышали темпы обновления примерно на тысячу за год.

Принятые программы были неверно просчитаны и выполнялись не полностью. По докризисным подсчетам, лифтовое хозяйство Москвы удалось бы привести в порядок к 2014 году. Но сегодня денег у столичных властей уже не осталось. «Лифтов-убийц в городе нет, - утверждает депутат городской думы Степан Орлов. - Скоро в МГД мы будем в очередной раз рассматривать эту проблему и готовить срочное обращение к мэру с просьбой выделить на обновление лифтов сотни миллионов рублей».

Замена двигателя лифта обходится в 30 тыс. рублей. А лебедка - самая дорогая и самая изнашиваемая часть лифтового оборудования - тянет уже на 300 тысяч. При капремонте надо заменять и канаты, и панель управления. В некоторых случаях проще поставить новый лифт. Российский стоит под миллион рублей, иностранный примерно в два раза дороже. «На практике лифтам, которые отработали срок, делают не капремонт, а малую модернизацию, - рассказывает начальник отдела по надзору за лифтами и эскалаторами Московского территориального управления Ростехнадзора Сергей Матвеев. - Заменяют створки кабины, иногда и саму кабину или вызывной аппарат. Но это бутафория! Ведь лебедка и двигатели, которые больше всего изнашиваются, не заменены. А людям кажется, что лифт новый».

Кроме того, диспетчерские службы не работают, как положено. «Связь с ними неустойчивая, - продолжает Сергей Матвеев. - Если отключается электроснабжение в лифте или на ОДС (объединенная диспетчерская система), связи нет вообще. Если люди в этот момент застрянут в кабине лифта, никто не будет знать, что их надо эвакуировать. Положение очень серьезное. Если сегодня не принять экстренных мер по обновлению лифтового хозяйства и ОДС, завтра ситуация станет катастрофической».

Стар и очень опасен

Всего в московских подъездах около 98 тыс. лифтов. Каждую неделю 1,8 тыс. из них останавливается из-за поломок. Но до несчастных случаев дело пока доходит редко. В 2008 г. их зафиксировано 10. Из них три - со смертельным исходом, одна жертва - подросток. Надо сказать, что раньше дети и подростки гибли из-за лифтов гораздо чаще - 15-20 человек за год.

Тогда заводы-изготовители стали делать для лифтового оборудования устройство, препятствующее проникновению посторонних лиц в шахту. Несчастные случаи такого рода прекратились. Большой проблемой долго оставались лифты с распашными дверями, которые надо открывать вручную. (Кстати, по московской программе 1995 года они должны были быть заменены к 2008-му, однако полторы тысячи таких лифтов в столице еще осталось.)

«Эта конструкция не опасна, если ее правильно эксплуатировать, - объясняет Сергей Матвеев. - Но наши подростки до того умны, что умудрялись отогнать кабину с открытым проемом - это только специалист может. И оставляли дверь шахты открытой. Гибли не они, а пассажиры, которые думали, что кабина стоит на этаже. При скудном освещении не видели пустой шахты и падали. Детишки, чтобы кататься с открытыми дверями, срывали фартуки (фартук - доска, закрывающая двери кабины).

Из-за этого однажды пострадала многодетная семья. Женщина вошла в лифт с коляской и двумя детьми. Одного за руку держала, другого на руках. Коляску с грудным везла за собой. Так вот коляска зацепилась за ручку дверей, открыла их, перевернулась - и прямо у матери на глазах ребенка размозжило. После этого мы с заводом-изготовителем разработали устройство, которое контролирует наличие фартука на дверях. Если доски нет, лифт просто не работает».

А иногда он не работает потому, что некоторые жильцы отвинчивают и сдают как цветной металл детали механизма подъемника, выжигают кнопки, ломают аппараты вызова диспетчера. Но бывает, и сам обслуживающий лифты персонал блокирует контролирующие устройства - чтобы не реагировать на шалящих детей, на забившийся в дверях мусор...

Пару лет назад в Московской области погиб младенец: из-за выведенного из строя прибора безопасности кабина с наполовину въехавшей в нее коляской пошла на другой этаж... Или в Марьино баловался ребенок. Стоял в проеме, створки двери закрывались-открывались. Но там было выведено из строя устройство контроля - и механическое, и электрическое. Ребенка сдавило в проеме, он скончался. Два механика были осуждены - получили по два года условно.

Без права на остановку

Инспекторы Ростехнадзора в месяц проверяют по 15 лифтов в жилых домах Москвы. Практически все проверки заканчиваются остановками лифта (в прошлом году - 490). Инспекторы выявляют грубейшие нарушения, составляют протоколы по Кодексу об административных правонарушениях, наказывают должностных лиц. В прошлом году оштрафовали 290 человек. Ростехнадзор имеет право останавливать лифт максимум на 5 суток - и направлять материалы в суд. Там и решают, что делать с опасным лифтом. Только в 10% случаев суд постановляет остановить лифт. В 90% ограничивается штрафными санкциями, и проблемное устройство продолжает перевозить людей.

«Если к нам поступает жалоба от жителей, мы не можем выйти на объект, а должны сначала направить письмо в Управу - мол, примите меры, - объяснили в Ростехнадзоре. - Если снова жалоба, мы опять не приходим, а пишем в Прокуратуру и убеждаем, что проверка необходима. Только получив разрешение, мы вправе прийти. По результатам проверки пломбировать лифты опять же не можем. Это позволено только судебным исполнителям по решению суда. Считается, что так права граждан не нарушаются. А разве право на безопасность кто-то отменял?»

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram