Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 11(201) от 25.03.2010

Дыры в асфальте и бюджете

, 18:20

В 2010 году в Москве не будут капитально ремонтировать дороги. Скромных бюджетных средств хватит только на то, чтобы заделать трещины и выбоины в асфальте.

В 2008-м на развитие транспортной инфраструктуры было выделено 100 млрд. руб. из бюджета. Кризис урезал расходы, и в 2010 г. в городской казне на эти нужды удалось наскрести только 30 миллиардов. Такой суммы едва хватит, чтобы оборудовать специальные сходы с тротуаров для инвалидов и слегка залатать выбоины, сравнять легкую колейность. Участки, где надо полностью снимать алфальт, обновлять подсыпку, бордюры и канализационные стоки, подождут до «сытых» лет.

По прикидкам первого заместителя мэра Владимира Ресина, Москве, чтобы содержать свои дороги в достойном состоянии, надо не меньше 300 млрд. руб. в год. В обозримом будущем город таких денег не изыщет, предупреждает чиновник. И намекает, что федеральному правительству неплохо бы поспособствовать в этом плане российской столице. «Раз Москва - город федерального значения, федеральный бюджет должен нам помочь, - считает и зампред МГД Андрей Метельский. - А то говорят: Москва богатая, ей помогать не надо. Надо! Хотя бы по 10 млрд. руб. в год добавляли! На одну расчистку снега зимой мы тратим по 60 млн. руб. в месяц. Одни бьемся - временами наступает даже какая-то апатия...»

Федералы пока ограничились тем, что предоставили гарантии концессионерам, участвующим в строительстве автомобильных дорог (в частности, обходной у Одинцово и трассы Москва - Санкт-Петербург). О том, чтобы хотя бы частично оплатить из федерального бюджета капремонт дорог в самой столице, разговора не было. Впрочем, покрытие на Кутузовском проспекте, где обычно ездят федералы, и так неплохое - недаром его последние 5 лет меняли едва ли не ежегодно. Вот когда на нем появятся колеи и выбоины - тогда, наверное, найдется в государственной казне некая толика средств для капремонта.

С другой стороны, если выбоин еще долго не будет, возникнет вопрос: а нужно ли было так часто проводить капремонт на некоторых трассах? «Не было ли это закатыванием денег под асфальт? - интересуется депутат ГД Антон Беляков. - Самым разрушительным для дорожного покрытия считается переход температуры через нулевую отметку, когда меняется состояние воды. Чаще всего переход через ноль случается в Скандинавии и Великобритании. Однако там гарантийный срок службы дорожного покрытия составляет 12-14 лет. В Москве на Ленинском, Кутузовском и Ленинградском проспектах асфальт меняли едва ли не ежегодно. Иностранцы давно предлагают нам делать дороги - и дешевле, и лучше.

Однако конкурсы выигрывают почему-то не они. А фирмы, которые осваивают миллиарды, минимизируя толщину подсыпки, экономя на щебенке и битуме. Но есть серьезное подозрение, что даже асфальт, положенный с такими нарушениями, не обязательно менять каждый год. Кто ответит за огромные суммы, зря тратившиеся десятилетиями?»

Некоторые эксперты, однако, считают, что московских дорог без капремонта хватит еще на два-три года. А потом за каждый сэкономленный сегодня рубль придется отдать три...

Поэтому сейчас лучше не экономить. Деньги можно было бы изыскать, введя строжайшую бюджетную дисциплину в городе, уверен лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин: «Средства найдутся, если прекратить обслуживать такое количество чиновников, как в Москве. Прекратить финансирование сомнительных мероприятий типа поездок на Олимпиады и строительства санаториев в Израиле». Однако этих мер явно недостаточно, чтобы собрать колоссальные суммы, необходимые московским дорогам. Есть мнение, что столичные власти поступят как федеральные: дадут свои гарантии на выпуск специальных дорожных облигаций.

«Есть и другой путь - заложить скрытый дорожный налог в цены на бензин, чтобы примерно половину в цене каждого литра составляли деньги, которые потом пойдут на ремонт дорог. Такая практика существует во многих странах: из «бензиновых» денег складываются дорожные фонды. Когда нет средств, нужны чрезвычайные меры», - настаивает руководитель московской партийной школы «Единой России» Владимир Поздеев.

В том, что деньги на капремонт дорог так или иначе вытрясут из москвичей, не сомневается и Вячеслав Лысаков, руководитель движения автомобилистов «Свобода выбора»: «Начнут, видимо, с введения платных дорог. Правительство Московской области уже объявило, что часть Рублевки станет платной. Поставить шлагбаум и взимать деньги для пополнения бюджета - большого ума не надо. Идут разговоры и о том, что въезд в центр Москвы сделают платным. И я думаю, весь этот шум насчет того, что нет денег на ремонт дорог, - для подготовки общественного мнения к повышению транспортного налога в Москве. То есть мы все своровали, теперь вы затяните потуже пояса и дайте нам еще денег. Поскольку сознаваться, что в Москве закончились деньги на ремонт дорог, это значит расписываться в собственном бессилии, в неумении планировать».

Одной только новостью порадовали московские власти к весне автомобилистов - разметку теперь будут наносить не нитрокраской, а термопластиком, которого хватит на более долгий срок. Хоть невеликая, а все же экономия...

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram