Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 5(297) от 09.02.2012

Лимит на спасение

Кому нужна реорганизация в НИИ скорой помощи им. Склифосовского?

, 17:16

Накануне Нового года в НИИ скорой помощи им. Склифосовского закрыли одно из трёх отделений травматологии (точнее одно из двух: третье предназначено для больных с тяжёлыми сочетанными и множественными травмами). В самый «горячий» сезон столица лишилась шестидесяти профильных коек. Знаменитая на всю страну травматология Института скорой помощи превратилась в место, где отсутствуют условия для нормальной работы докторов и комфортного пребывания пациентов. Корреспонденту «АН» удалось побывать в Склифе и увидеть всё своими глазами.

Сократили не по уму

– Аккуратно, не упади! А то тебя со сломанной ногой к ненормальным положат, в психосоматическое отделение, – полушутливо предупреждает меня Анна Чернёва, бывшая пациентка ныне закрытого отделения травматологии №2. – Там контингент «весёлый» – например, пациенты после суицидов…

Мы идём к главному корпусу НИИ по схваченной льдом асфальтовой дорожке, на которой я то и дело поскальзываюсь. К «весёлым» не хочется, поэтому стараюсь шагать осторожнее.

– Аня, а с какой стати с переломами кладут в это отделение? – спрашиваю у попутчицы.

– Так ведь в травматологии теперь мест нет. Второе отделение закрыли, а число больных не уменьшилось. Буквально два дня назад была там – койки стояли даже в коридоре. Новых больных распределяли в отделения, где были свободные места. В гинекологию или хирургию, например. В том числе и в психосоматическое.

Мне до последнего не хочется в это верить. Однако приходится. На восьмом этаже главного корпуса, где раньше располагалось травматологическое отделение №2, сейчас пустынно. О прежнем напоминает лишь вывеска над дверью.

Переезжать отсюда докторам и пациентам пришлось в дикой спешке. Слухи о закрытии пошли ещё осенью, но им до последнего не верили. Однако 28 декабря появилось предписание руководства института: срочно освободить второе отделение и перебираться в первое. Приказ врачи выполнили, но его смысла так и не поняли. Почему уплотнять решили именно травматологическое отделение, которое всегда было профильным для НИИ скорой помощи (кстати, изначально в 1923 г. Шереметьевская больница была переименована именно в институт травматологии и неотложной помощи им. Н.В. Склифосовского)? И кому понадобилось проводить реорганизацию зимой, когда поток пациентов с травмами очень плотный? Ответа на эти вопросы у медиков нет, а руководство ничего им не объяснило.

На вопрос о судьбе бывшей второй «травмы» врачи отвечают, что здесь собираются открыть современный сосудистый центр на 30 коек с реанимационным отделением. Все признают, что он тоже нужен, и противиться прогрессу не собираются. Но тем не менее искренне не понимают, почему ради блага одних должны страдать другие.

Доктор, на выход!

В бывшем отделении тепло и, как ни странно, даже уютно: оно выглядит если не новым, то по крайней мере добротно отремонтированным. А там, где пациенты с травмами лечатся сейчас, ситуация противоположная. Когда я подошла к дверям действующей травматологии на седьмом этаже главного корпуса, двери передо мной распахнулись сами собой. Причина такого «гостеприимства» – банальный сквозняк. Здесь и впрямь ощутимо холоднее, несмотря на то что сотрудники отделения и родственники пациентов тщательно заклеили окна. Нетрудно представить самочувствие больных, которые из-за переломов даже шевельнуться не могут! Чтобы хоть как-то согреться, люди включают огромное количество обогревателей. Есть опасение, что старая проводка в один прекрасный миг не справится с такой нагрузкой. Как ни страшно звучит, не исключена вероятность пожара. Добавим, что и внешне отделение выглядит куда хуже, чем закрытое: сразу же бросаются в глаза обшарпанный пол, облезлые дверные косяки, заплатки из штукатурки на стенах. А ещё тут, со слов больных, есть тараканы.

Как стало известно «АН», многие пациенты, шокированные такими условиями, пишут жалобы в Департамент здравоохранения. Реакции на их обращения пока не было. Всё своё недовольство больные сбрасывают на врачей, считая их виновниками этих неудобств. А медперсоналу только и остаётся, что успокаивать пациентов и объяснять свою вынужденную беспомощность в этой ситуации.

Отдельного внимания заслуживает нынешнее положение сотрудников. Пока что всех врачей, работавших в закрытом втором отделении, перевели в первое. Персонала стало явно больше, чем необходимо. Об увольнениях пока вслух никто не говорит, но уже известно о намерении руководства института пересмотреть лимиты штатного расписания. При этом доктора опасаются, что после увольнения вряд ли устроятся на работу по специальности: ходят упорные слухи, что травматологические койки сокращают во всех больницах Москвы. Специалисты с огромным опытом работы могут оказаться потерянными для города.

В XIX веке на месте Склифа располагался странноприимный дом – приют для бедных и обездоленных. В определённом смысле НИИ скорой помощи остался таковым и по сей день. Это одна из немногих больниц в Москве, куда кладут не только тех, кого привезла «скорая». Пациенты могут обратиться сюда самостоятельно – и в госпитализации при необходимости не отказывают никогда. Здесь никого не смущает отсутствие страхового полиса, а порой и паспорта. После крупных ЧП «скорые» мчат пострадавших именно сюда. Что-то будет теперь, после реорганизации, когда травматологические мощности центрального института скорой помощи оказались существенно ограничены?

Впрочем, можно попытаться частично предсказать развитие событий. Сосудистый центр, безусловно, скоро оборудуют и откроют (тем более что деньги на него, по слухам, выделены в рамках соответствующей федеральной программы). Открывать наверняка будут с большой помпой, торжественными речами, перерезанием ленточки. Может быть, и первые лица поучаствуют. А чиновничья свита сделает всё возможное, чтобы эти самые лица не заглянули ненароком на этаж ниже. И не увидели распахивающиеся перед ними от сквозняка двери травматологического отделения…

От редакции

Работая над материалом, мы в соответствии с профессиональными принципами журналистики планировали представить в статье позиции не только врачей института, но и руководителей НИИ, а также Департамента здравоохранения г. Москвы. Однако пресс-служба Департамента в оговорённые сроки (установленные, к слову, не нами, а Законом о СМИ) информацию не предоставила: там сослались сначала на сильную занятость, а потом – на болезнь руководителя. Пресс-секретарь НИИ им. Склифосовского также отказалась организовать беседу с руководством института. По её словам, в ближайшее время состоится брифинг с участием директора НИИ скорой помощи и представителей Департамента здравоохранения. Там и будут даны необходимые комментарии. Мы решили помочь Департаменту. В нашей статье недвусмысленно поставлены все те вопросы, которые сильнее всего волнуют врачей и пациентов. Надеемся услышать чёткие ответы на брифинге.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram