Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → История № 9(199) от 11.03.2010

Совпадение векторов

Не все американцы хотели драться с Германией

, 18:59

Советы Рузвельту

Этот документ полностью называется так: «Меморандум отдела европейских стран Госдепартамента США о политике в отношении СССР». Приводим его по сборнику «Завтра может быть уже поздно...», подготовленному «Вестником МГИМО» в прошлом году (напомним, что ученые МГИМО помогают «АН» вести рубрику «За рассекреченной строкой»). Цитируемому документу предшествует другой - донесение военного атташата США в Москве. Атташе майор И. Итон и его помощник майор Д. Митчелл, проанализировав возможные действия вермахта и уровень боеготовности РККА, приходили к выводу: немцы могут «поставить Красную армию на колени за очень непродолжительное время». Свою шифровку они отправили 19 июня 1941 года. Меморандум Госдепа датирован 21 июня. До начала Великой Отечественной оставались считанные часы.

Из меморандума президенту Рузвельту

«(...) Наша политика в отношении Советского Союза, по крайней мере на первой стадии конфликта, должна быть следующей: 1) Мы не должны давать СССР советов, если только СССР сам не обратится к нам за ними. 2) Если советское правительство обратится к нам за помощью, мы должны, насколько это возможно без ущерба для нашей помощи Великобритании (...) и без существенного ущерба для наших собственных усилий, ослабить ограничения на экспорт в Советский Союз, разрешив ему получать даже военные материалы, в которых СССР остро нуждается (...). 6) Мы не должны давать заранее никаких обещаний Советскому Союзу в отношении помощи, которую мы можем оказать в случае германо-советского конфликта, и не будем принимать на себя никаких обязательств в отношении нашей будущей политики в России...»

Ваша война - наша война?

Есть вечный российский спор о роли Америки в победе над гитлеризмом в целом и о значении для СССР американского «ленд-лиза» в частности. Но давайте зададимся и таким вопросом: а зачем американцам вообще нужно было нам помогать?

Ошибочно смотреть на события через призму знания того, что было потом. Да, с высоты такого знания очевидно: Америке Вторая мировая помогла окончательно справиться с последствиями Великой депрессии, США после 1945-го стали самой сильной (по крайней мере экономически) страной мира... Но ведь перед войной все это было не очевидно. И в тех же Соединенных Штатах в конце 1930-х немалой популярностью пользовались так называемые изоляционисты. Вот вкратце их доводы.

Где-то в Европе Гитлер набирает силу. Да, ужасный человек, бесчеловечная идеология. Но Америка - за океаном. Ее стратегический противник - Япония, а не Германия. Немецкие бомбы не упадут на Нью-Йорк (самолеты не долетят), немецкие десанты не высадятся в Чикаго. Американский бизнес связан с Германией (эти связи и в войну не рвались). У огромного количество американцев - немецкие корни. Знаковые фигуры (Чарльз Линдберг, Генри Форд) открыто симпатизируют нацистам. Допустим, где-то там далеко - аншлюс Австрии, Мюнхен... Но нам-то зачем вмешиваться в европейские разборки? За что класть американские жизни?

Поблагодарим историю: в 1940 г. президентом США вновь стал Франклин Делано Рузвельт. У него было свое видение тогдашней международной ситуации и места Америки в ней. Это какая-нибудь Коста-Рика может считать, что отсидится за океаном, а США - увы! Водоворот затянет. Но прозорливый политик, думающий прежде всего о своей стране, Рузвельт в сложнейший исторический момент и внешнюю политику вел таким образом, чтобы Америка: а) чувствовала себя защищающей правое дело; б) не только клала свои жертвы на алтарь Победы, но и знала, что потери будут возмещены.

Ну и ладно. Если именно такая логика сделала США нашим союзником - пусть так. Нам тогда любая помощь позарез была нужна, а уж от Америки с ее возможностями...

Продажа эсминцев

Вспомним полузабытый сегодня эпизод, с которого началось вхождение Америки во Вторую мировую войну. Коротко он выглядит так. Сентябрь 1940-го. Британия уже воюет с Гитлером. Реально Рузвельт и Черчилль - союзники. Но формально США нейтральны. И вот Рузвельт продавливает через конгресс решение о продаже Англии 50 эсминцев. Вообще-то - позавчерашняя рухлядь, англичане их в строй так и не поставили. Но под это дело был изменен закон о нейтралитете. Теперь в Штаты должна пойти оплата - британское золото. Рузвельт рискует: его второй срок на исходе, на третий он баллотируется в нарушение Конституции, только из-за остроты момента (но может и не пройти). Тем не менее - выбор сделан. Рузвельта избирают снова. На полученное золото начинается перевод экономики на военные рельсы, развертывание полноценной армии (в том же сентябре 1940-го в США ввели всеобщую воинскую повинность, а то в 1930-е американская армия была меньше польской или румынской).

О чем здесь надо говорить? О политической воле? Разумеется! О точном деловом расчете? Не без того. О сломе изоляционистских тенденций (это была отдельная, очень важная идеологическая кампания)? Тоже...

Когда 22 июня 1941 г. гитлеровские танки прорвали и нашу границу, Рузвельт понял: отныне вектор американских интересов совпадает не только с британским, но и с советским. 24 июня он заявил, что США готовы оказывать СССР «всю возможную помощь».

А 17 октября 1941 г. германские подлодки атаковали шедший в Англию американский конвой SC-48. «Кровь пролилась», - заметил Рузвельт. 7 декабря 1941 г. случился Перл-Харбор, после чего США уже официально вошли в антигитлеровскую коалицию.

Читайте также: С точки зрения спецслужб. "Разведка в Голливуде"

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram