Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Тема номера № 49(187) от 10.12.2009

Зачем Камчатке бриллиантовая АЭС?

В цунамиопасный район отправляют баржу с ядерным реактором

, 18:55

«Росатом, похоже, совсем сошел с ума: первую плавучую атомную теплоэлектростанцию (ПАТЭС) ведомство Кириенко собирается отправить на Камчатку, в бухту Крашенинникова, - пишут в редакцию атомщики. - Мы уже закончили работу над проектом береговых гидротехнических сооружений в Вилючинске. Его расчетная стоимость - около 10 млрд. рублей. А по факту будет больше». Станция должна бросить «мертвый» якорь в 200 метрах от пирса бухты Крашенинникова. Это произойдет в 2013 году. Но это цунамиопасная зона. Да и почти треть Камчатки - зона высокой сейсмичности с 29 действующими вулканами. Зачем же отправлять камчадалам плавающую «бомбу»?

Проект установки атомного поплавка в регионе обсуждался неоднократно. В декабре 2004 г. на общественных слушаниях проект плавучей АЭС был подвергнут жесткой критике. Жители высказались против размещения понтона с ядерным реактором в цунамиопасном районе. Их никто не услышал. А в сентябре с.г. сотрудники МЧС проводили на Камчатке учения по защите населения от цунами. О чем это говорит? Риск есть. И риск большой.

Это одна сторона медали. Есть и вторая. Стоимость головного проекта уже приблизилась к 30 млрд. рублей! Эта цифра прозвучала в Вилючинске 13 ноября с.г. на новых общественных слушаниях по ПАТЭС. А в Росатоме в 2007 г. заявляли, что при строительстве плавучей станции уложатся в 2,5 млрд. рублей. Потом называли цифру 5,5 млрд. рублей. Позже - 9 миллиардов. Теперь это даже не золотая, а бриллиантовая плавучая АЭС.

 Ядерная отрасль - становой хребет государства?

Что происходит в атомной отрасли страны? Некоторые СМИ постоянно сообщают об «удачных проектах», «передовых технологиях», «новаторских методах» госкорпорации «Росатом». А что на деле?

- Пока руководство Росатома свои поражения выдает за победы, мы стремительно приближаемся к точке невозврата. Страна и так много чего потеряла за последние годы, - уверен заместитель директора по науке ВНИИ атомного машиностроения, доктор технических наук, профессор Игорь Острецов. - Сроки реализации многих проектов отодвинуты на несколько лет. Любая попытка разобраться в вопросах эффективности, снижения издержек, стоимости конечной продукции натыкается на «коммерческую тайну». Не будем забывать: ядерная отрасль - это становой хребет государства.

 Хребет пытаются сломать

Строительство головной ПАТЭС «Михаил Ломоносов» Росатом ведет с 2007 года. Сначала так называемое корыто - плавучий энергоблок - строили в Северодвинске. Но в 2008‑м пришла весть: проект № 20870 передают на Балтийский завод, в Петербург.

Почему же не заладилось строительство плавучки в Северодвинске? Именно на Севмаше стоимость ПАТЭС начала расти с космической скоростью. «АН» об этом писали в материале «Золотое корыто ренессанса» (№ 140, 15.01.2009 г.).

А теперь - внимание! - новость: Росатом не стал перетаскивать недостроенное «корыто», в которое были вбуханы миллионы, из Северодвинска в город на Неве.

Питерские судостроители начали «вытачивать» новую плавучку. Этот экземпляр и должен вскоре осчастливить жителей Камчатки.

«Питерские корабелы уверены, что у них сбоев не будет, - в нынешних кризисных условиях этот заказ Росатома станет для Балтийского завода настоящим спасением. Ведь за первым энергоблоком должны последовать еще семь!» - сообщают новостные ленты.

Что почем в России

Легкие авианосцы водоизмещением до 25 тыс. т - 30-50 млрд. руб.

Подводный ракетоносец проекта 941 «Акула» - 60 млрд. руб.

971Б «Щука» - 20 млрд. руб.

АПЛ 885 «Ясень» - 18-25 млрд. руб.

Пятый энергоблок Курской АЭС - 45 млрд. руб.

Баржа с атомным реактором - 30 млрд. руб.

На «зеленой лужайке»

Первый и самый главный вопрос, который возникает у всех без исключения экспертов, - экологическая безопасность. На профессиональном сленге это называют принципом «зеленой лужайки». Разработчики утверждают: проект успешно прошел жесткую государственную экологическую экспертизу, на строительство и размещение получена лицензия Госатомнадзора. Оппоненты замечают, что инвестиции в строительство береговых сооружений, которые и обеспечивают безопасность и составляют около 10% стоимости станции, планируется осуществлять за счет местных бюджетов в месте приписки. Кроме оборудования акватории базирования предстоят еще расходы на обеспечение радиационной безопасности портов при заходе в них плавучих АЭС. Перезагрузка реакторов - по разным источникам - будет производиться раз в 10-15 лет. Но оборудование портов и готовность персонала должны поддерживаться весь период эксплуатации, т.е. 38-40 лет. Интересно, включен ли в стоимость ПАТЭС весь набор мероприятий, предписанных для портов санитарными правилами? А если нет, то кто будет компенсировать эти затраты? Похоже, Кириенку это не тревожит.

Другая проблема связана с ядерными материалами, а именно - с ураном. Его обогащение в прототипах реакторов плавучей станции доходит до 90%. Росатом заявляет, что на плавучих станциях цифра не будет превышать 60%. Но и этого более чем достаточно, чтобы заинтересовать экстремистов. Авторы проекта уверяют, что никоим образом не нарушают договор о нераспространении ядерных материалов и технологий двойного назначения. Продаваться будет энергия, атомные станции останутся собственностью РФ.

Но по какой же цене будет продаваться эта энергия?

Как дать «Газпрому» под дых

Камчатские энергетики недоумевают: установка плавучки в корне противоречит проекту газификации края. Тут давно широко развернулся «Газпром». Он достраивает газопровод и ориентируется на определенный объем потребления своего продукта. Но «Газпром» ожидает удар пыльным мешком по голове: основные потребители газа - камчатские ТЭЦ. А если сюда пожалует плавучая атомная станция? ТЭЦ придется «подвинуться».

Причина противоречий и в том, что 70 МВт от атомной станции для Вилючинска слишком много - как если бы «для освещения курятника воспользовались прожектором системы ПВО». Так образно об этом написали камчатские журналисты. Соответственно, большая часть выработки станции вольется в общую сеть Центрального энергоузла. А там сегодня и так половина мощностей не задействована из-за дефицита потребителей.

О тарифах в администрации края помалкивают. Но судьба тарифов - это самое интересное. Местные энергетики давно говорят: установка плавучей станции приведет к росту тарифов - как на тепловую, так и на электрическую энергию. А они и без того сейчас - заоблачные.

Запас мощности действующих энергоисточников Камчатки превышает максимальные потребности полуострова в 2 раза.

Зачем же Камчатке это «бриллиантовое» чудо?

По классификации Морского регистра России, плавучий энергоблок представляет собой несамоходное стоечное судно. Длина - 144 метра, ширина - 30, высота по борту - 10, осадка - 5,5 метра. В конденсационном режиме, т.е. без отпуска тепловой энергии, суммарная электрическая мощность двух установок составляет 77 МВт, в номинальном теплофикационном режиме - 70 МВт электрической и 50 Гкал/час - тепловой мощности.

Атомщики-профи утверждают: на плавучие АЭС отвлекаются дефицитные ресурсы судостроителей. За бюджетные деньги, которые не менее дефицитны, сооружают мощности, установленный один кВт которых будет стоить более 10 тыс. долларов.

 

Из читательской почты «АН»

«Приливные станции на Камчатке нерентабельны. От ветряков идут низкочастотные колебания. Они опасны для здоровья! ГЭС нельзя строить из-за лосося. Добыча газа и нефти губит природу. А с плавучей АЭС мы вообще не знаем, как будем жить. А вдруг цунами? Землетрясение? Мне родители рассказывали про цунами 1952 года. Тогда погибли несколько тысяч человек».

Евгений Синецкий, Петропавловск-Камчатский

«Я в атомной промышленности работаю более 25 лет. СССР был единственной страной в мире, способной пускать два атомных блока в год. Сегодня Атоммаш практически уничтожен. А что происходит в атомной отрасли? Сплошное воровство или что-то еще? В 2004 г. нищая Украина умудрилась на Хмельницкой АЭС (город Нетешин) построить и пустить два блока за один год. Как? Ответ прост - возводили энергоблоки под жестким контролем чекистов. Но после пуска блоков посадили за решетку четверых. Когда начнут сажать у нас?»

П.Т., Снежинск, Челябинская область

Про чилийское цунами и мареограф

Очень опасные цунами приходят на Камчатку из Южной Америки. Цунами, возникшее 23 мая 1960 г. у берегов Чили, через 22 часа подошло к побережью Камчатки. Уровень подъема воды составил 7 метров. Были повреждены суда в бухте Лаврова, а в Вилючинской и Русской бухтах разрушено много домов.

На Камчатке не развита сеть контроля за цунами. На Беринге мареограф (самопишущий прибор для измерения высоты прилива и колебаний уровня моря) не работает. В Петропавловске он стоит в бухте, что сильно ослабляет сигнал. В Усть-Камчатске самописец в таком месте, что фиксирует только очень сильные местные цунами. Усилиями нескольких поколений ученых накоплен богатейший материал по цунамирайонированию. Но нет денег на аппаратуру, на элементарный транспорт для полевых работ и даже на создание современных карт.

Видимо, пока не произойдет что-нибудь ужасное, финансирования работ по созданию системы предупреждения цунами не будет. Значит, прежде чем отправлять в плавание атомный понтон, надо разобраться с сейсмологической службой.

Волна со скоростью 1000 км/час

Бухта Степана Крашенинникова - цунамиопасный район. Об этом постоянно говорят и пишут.

- Сила водяного вала бывает настолько огромна, - рассказывает «АН» геофизик Николай Мишанин, - что дома, тракторы, автомашины, как пушинки, срывает с мест, кружит в водовороте и уносит в океан. Приход плавучей АЭС на Камчатку совершенно неприемлем. На этот счет есть письмо-предупреждение Геофизической службы Российской академии наук.

Что произойдет, если такую установку ударит о берег волна, идущая со скоростью
1000 км/ч?

И нелишне напомнить: на плавучей атомной станции в качестве топлива используется уран оружейного обогащения (40% по урану-235), и, по проекту, на станции его будет содержаться 960 килограммов.

В чем же загадка такого большого влечения г‑на Кириенко к «атомной» барже? Росатом осуществляет проект по строительству плавучих АЭС с целью продажи их на условиях лизинга (без последующей передачи новому владельцу) в страны Юго-Восточной Азии (ЮВА). Интерес к плавучим станциям проявили Таиланд, Индонезия, Южная Корея и государство Кабо-Верде, где тоже много вулканов.

Но условием приобретения станций иностранными заказчиками выдвигается постройка первого действующего образца для России. Вилючинск выбран в качестве полигона. Это и есть разгадка.

 Заметки на полях

«Катастрофа началась в третьем часу ночи весьма сильным толчком. Спустя 15 минут послышался с моря сильный шум, казалось, что море устремилось на сушу. На рассвете в дымке синеватого тумана изумленному взору предстала ужасная картина: коса оказалась совершенно чистой от построек, которые были снесены гигантской волной; на том месте, где был нерпичий завод, виднелась лишь какая-то бесформенная груда».

Федор Кириллов
«Каталог землетрясений
Курило-Камчатской зоны»

 Эвакуация населения нереальна

- Плавучая станция будет располагаться очень близко от населенных пунктов, - говорит известный российский ученый, член-корреспондент РАН Алексей Яблоков. - Это значит, что последствия любой аварии с выходом радиоактивности за пределы судна с высокой степенью вероятности затронут пристанционные поселения. Принцип защиты расстоянием, хоть как-то ослабляющим влияние наземных АЭС (30-километровая зона и т.п.), в случае с ПАТЭС использовать невозможно. Близость плавучки к поселениям в аварийных ситуациях не оставляет времени для проведения защитных мероприятий. В этих условиях невозможно мгновенное оповещение. А своевременная эвакуация населения просто нереальна.

В 2007 г. ныне покойный адмирал Эдуард Балтин, Герой Советского Союза, подводник-атомник объяснял «АН»:

- На атомных подлодках действует принцип: командир обязан пожертвовать экипажем, но не подвергать радиоактивному заражению местность. И если беда случилась на базе, а подводный корабль способен экстренно дать ход, инструкция требует от командира немедленно уходить в море и там бороться за живучесть. На плавучих станциях таких возможностей не предусмотрено - они стоят на «мертвом» якоре.

«Умные головы» на Камчатке предлагают поставить первую ПАТЭС не в бухте Крашенинникова, а в районе Завойко, в котором происходят постоянные перебои с теплоснабжением. Но район Завойко еще более цунамиопасный.

Информация к размышлению

Большинство сильнейших землетрясений мира происходит в бассейне Тихого океана. Приблизительные подсчеты показывают следующее распределение по морям-океанам (в %):

Тихий океан - 75

Атлантический океан - 9

Индийский океан - 3

Средиземное море - 12

Наиболее подвержено цунами Тихоокеанское побережье Камчатки. Волны приходят из цунамигенной зоны в Курило-Камчатском и Алеутском желобах.

Аргумент геофизика-сейсмолога

- Цунами - внезапные гигантские волны, возникающие вследствие землетрясений в океане. Цунами у берегов Тихого океана не редкость: примерно каждые 5 лет в различных местах они причиняют значительные бедствия. Под влиянием рельефа дна они могут фокусироваться и рассеиваться. Приближаясь к берегу, волны деформируются и превращаются в водяную стену. Такой вал несет огромную кинетическую энергию.

Евгений Саваренский,
доктор физико-математических наук

В огороде - пароход, а на сопках - киты

Обитатели Камчатки не зря опасаются появления плавучей атомной станции. Действительно, осенью 1737 г. от цунами сильно пострадали Командорские острова. Высота волны была около 60 метров. Об этом спустя много лет поведали ученым останки китов и других обитателей океана, заброшенные... на высокие сопки!

Приход цунами отмечался на острове Беринга и в 1923 году. Цунами врывалось на Камчатку в 1949 году. Потом - в 1952 и в 1962 годах.

Какой же силой обладала эта волна, если бревенчатый мост через речку Гаваньскую был вырван и заброшен почти на 600 метров в глубь острова?

Фантастическую силу этой волны можно представить по одному случаю, произошедшему несколько десятилетий назад на Тихоокеанском побережье США. Цунами подняло огромный пароход, стоявший в гавани, перенесло его через весь портовый город. И «нежно» опустило далеко от гавани, на сушу. Команда, дожидаясь, какое решение примет хозяин посудины, живший на другом конце земного шара, не покинула свой «Летучий голландец». Более того, матросы разбили вокруг парохода огород, на котором выращивали картошку и капусту.

Не такую ли судьбу готовят первой плавучей атомной станции на Камчатке эти злобные волны, название которым - цунами? И неужели в такой опасный район поволокут этот дорогущий атомный понтон? Может быть, надо семь раз отмерить, а потом уж резать: быть или не быть плавучей АЭС с «мертвым» якорем на приколе на Камчатке? Сорвать якорь для цунами - это пара пустяков, если взять во внимание, как эта волна обращается с заводами, пароходами, подъемными кранами и людьми...

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram