Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 2(192) от 21.01.2010

Право знать «где деньги?»

Счетной палате исполнилось 15 лет

, 17:48

14 января 1995 г. вступил в силу Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации». Эта дата считается официальным днем ее рождения. За 15 лет Счетной палатой выявлено нарушений финансово-бюджетного законодательства на сумму более 1,56 трлн. рублей. В бюджет возвращено 147 млрд. рублей.

Почему в России XXI века «воруют и много воруют»? Что заставляет чиновников «пилить» бюджет и страстно любить все импортное, вместо того чтобы обеспечивать рабочими местами население, способное создавать для своей страны лучшую технику в мире? На эти и другие вопросы главного редактора «Аргументов неделi» Андрея Угланова отвечает аудитор Счетной палаты с 1995 года Михаил БЕСХМЕЛЬНИЦЫН.

Рынок проблем не убавил

 - Михаил Иванович, в стране все меньше предприятий, принадлежащих государству. Считается, что их уже меньше половины. Вы, как старожил Счетной палаты, можете сказать, что разворовывать госсредства стали меньше?

- Вы правы. За этот период государственный сектор резко уменьшился. И с точки зрения проверки финансово-хозяйственной деятельности госпредприятий у нас работы действительно поубавилось. Но есть предприятия, которые используют средства федерального бюджета. В том числе и акционерные общества, где нет государственного участия. Федеральное правительство предоставляет им льготы и различные преференции. Так вот - здесь нам работы прибавилось. Потому что в последние годы правительство активизировало работу по формированию через бюджет промышленной политики в стране. Раньше такой задачи в российском государстве вообще не ставилось. Наоборот, были тенденция и либеральный лозунг: рынок все урегулирует сам. Но неуправляемый рынок не решил этих вопросов ни в 93-м, ни в 95-м годах. А в 98-м практически привел экономику к коллапсу.

Как оказалось, и сегодня всех проблем рынок не решает. В том числе и рынок глобальный, на отсутствие вхождения в который нам постоянно намекают: «Вошли бы в так называемое глобальное разделение труда - было бы все в порядке». Оказывается - нет. Вхождение в глобальный рынок должно быть осознанным. Во-вторых, надо понимать, что в ряде секторов экономики глобальный рынок только усугубит положение дел. В сельском хозяйстве, машиностроении, автомобилестроении, в том же самолетостроении. И если с нашим сегодняшним потенциалом конкурировать на этих глобальных рынках с завтрашнего дня - это значит заранее спрогнозировать, что в РФ этих отраслей народного хозяйства не будет.

 В России родился - в Китае пригодился

- Транспорт - особая тема для «Аргументов неделi». А уж авиатранспорт чаще всего становится главной темой номера. В авиационном двигателестроении есть прорывные разработки, способные сделать нашу гражданскую и военно-транспортную авиацию не только высокотехнологичной, но и конкурентоспособной. Но Минпромторг саботирует даже указание премьера о финансировании летных испытаний новейшего авиадвигателя НК-93. «Газпром» и МЧС проводят тендеры на закупку вертолетов и прописывают в условия тендера характеристики, на 100% совпадающие с определенными моделями, производимыми только в Европе. Подпадают ли такие манипуляции под нецелевое использование средств? Поневоле подумаешь, что и здесь присутствует откат. На мой взгляд, главная цель госзаказа в том, чтобы получили его именно российские предприятия.

 - Мы имеем обращение вашей газеты в Счетную палату, этим вопросом озабочены депутаты Госдумы, мною составлены соответствующие запросы в Минторг. Я не хочу предвосхищать никаких выводов, поскольку нами принято решение о проведении крупномасштабного контрольного мероприятия не только с использования средств федерального бюджета, но и с проверкой самих подходов к реализации тех задач, которые сегодня стоят перед авиационным двигателестроением и авиацией в целом. У нас есть ряд материалов, связанных с отечественным авиастроением. Были и соответствующие представления в адрес Минпромторга на эту тему. Все это станет объектом проверки. Результаты анализа по ее итогам будут опубликованы в вашей газете, и общественность нашей страны узнает, как обстоят дела в этой отрасли.

Откат - средство получения денег, а не госзаказа

- Президент и премьер неоднократно говорили о таком позорном явлении, как откаты. Наша редакция не раз слышала от директоров заводов, как при распределении бюджетных денег чиновники, формирующие статьи бюджета, требуют этот самый откат. И уже не 10%, а все 50 за строку госзаказа. Просматривается ли такая практика в ваших проверках и как вы реагируете?

- Я категорически не согласен с утверждением, что при получении госзаказов невозможно обойтись без практики откатов. Более того, сегодня формируется система, при которой откаты невозможны даже теоретически. Пусть она еще с рядом изъянов и недостатков, но в ряде регионов и секторов экономики уже дает свои плоды. А что касается директоров, заявляющих об их принуждении, то они, кивая на чиновников, просто пытаются себя обезопасить.

- Каким образом?

- Рассмотрим в теории, что такое откат и как эти деньги получить. На предприятии их надо изъять из оборота и потом найти способ кому-то перечислить. Понятно, что никаких отчетов по этому откату в бухгалтерии не покажешь. И есть ли у вас уверенность в том, что руководитель а) передал этот откат и б) передал все 50%, как говорит... Может быть, он отдал 10%, а остальные взял себе?

Я исхожу вот из чего. Заявления о том, что есть система откатов, сегодня идут от тех, кто пытается получить бюджетные ресурсы. Я не исключаю, что они являются не просто соучастниками, а организаторами этого преступления. И не для того, чтобы иметь госзаказ, а чтобы получить деньги. Для этого и выстраивается такая цепочка, в которой неведомый госчиновник требует откат. Ведь тому же директору или бухгалтеру, если они тупо положат деньги в свой карман, придется объяснить остальному менеджменту, куда исчезли деньги?

Я не исключаю, что такого рода махинации с бюджетом могут быть. Но еще раз подчеркиваю, «заслуга» здесь не только госчиновников, но прежде всего тех людей, которые эти откаты «катят», а потом уже тех, которые их принимают.

Бывает, что к нам обращаются руководители предприятий и говорят, что при распределении бюджетных средств нарушена процедура, нарушен закон и т.д. Председатель Счетной палаты С. Степашин, когда поступают подобные обращения, ставит такие мероприятия не просто на контроль, а на очень жесткий контроль. Но никто не победит это зло: ни Счетная палата, ни прокуратура, ни МВД, пока эти руководители предприятий не прекратят организовывать преступные уводы бюджетных средств.

- Или оставаться пассивными в этих ситуациях.

- Совершенно правильно. Более того, у нас есть масса таких госзаказов, которые мы можем разместить только у единственного заказчика. Какие могут быть откаты? Какие могут быть разговоры по этому поводу, если это не инициатива исполнителя госзаказа или его подрядчиков?

Остаться при деньгах и ничего не делать

- После реформы электроэнергетики и передачи ее в частные руки тарифы для промышленности и граждан стремительно возросли. Между тем инициатор этой реформы Чубайс утверждал, что начнется конкуренция и тарифы, наоборот, снизятся. Не исключено, что одной из причин этого стало то, что электрогенерирующие объекты ушли из-под контроля Счетной палаты. А и так называемые менеджеры занялись банальным воровством, необоснованно повышая тарифы?

- Во-первых, правильным или нет было реформирование? Считал и считаю, что единая система управления энергетикой - это не зло, а благо. Другой вопрос - нужен ли конкурентный рынок в генерации? Да, нужен. Но надо было дать возможность тем, у кого есть потребность в электроэнергии, самим строить новые энергомощности. Предоставить им преференции в виде льготного налогообложения, бесплатных земельных участков. И таким образом, постепенно создавать этот рынок. Мы же пошли, как всегда, ускоренными темпами. То есть - давайте все продадим и раздадим. Эффективности от такого менеджмента не видно. А главным посылом такого подхода было то, что нам удастся привлечь инвестиции в электроэнергетику.

- Да это, пожалуй, была главная задача.

- Докладываю: ничего этого не случилось. Более того. 448 млрд. рублей, которые были выручены за продажу энергоактивов, были переданы новым собственникам...

- Все деньги им отдали? Получается, что они все получили бесплатно?

- Деньги оставили генерирующим компаниям, чтобы они проинвестировали развитие электроэнергетики. Но из всех только две выполняют свои обязательства. Наши проверки показали, что вместо инвестиций деньги направляются куда угодно: на покупку других активов, векселей, их размещают в банках, пытаясь получить прибыль... но только не строят новые мощности. Ситуация была доложена председателю Правительства РФ. Реакция Владимира Путина и его заместителя Игоря Сечина, который курирует эти вопросы, оказалась очень жесткой. Всем была поставлена задача - выполнить свои обязательства.

- А сроки им указаны? И чем оправдано бездействие компаний?

- Есть перспективная программа «Развития электроэнергетики России». Там все расписано: кто, когда и что должен делать. Но начались разговоры: «Энергопотребление снижается - новые мощности построим, а электроэнергию продать не сможем». Собственники предприняли попытку пересмотреть программу и отказаться от инвестирования. Но стране повезло, что у нее дееспособное правительство, которое может не просто увещевать и разговаривать, но и заставить. Счетная палата контролирует ситуацию, и она будет урегулирована. А то складывалась реальная угроза того, что через каких-то 5-7 лет могли остаться без достаточного количества электромощностей.

Стройка с золотым дном

- Несколько слов о строительном комплексе. Такое впечатление, что весь он перешел в частные руки и проверять расходование госсредств там уже не надо. Так ли это? И если есть еще госстроительство, то каковы его масштабы? Проверяете ли вы такие госкорпорации, как «Росатом» или «Ростехнологии», - там какие-то строительные работы явно ведутся?   

- Строительный комплекс и работы в этих госкорпорациях - вещи взаимосвязанные, но не напрямую. Строительный комплекс в стране действительно является частным за исключением «Спецстроя» и ряда других небольших предприятий. Тех, которые занимаются капитальным и текущим ремонтом в интересах Минобороны и силовых структур. Все остальное - в частных руках. Плохо это или хорошо? На самом деле - неплохо. Потому что строительный комплекс, во-первых, подвержен большим рискам, во-вторых, восприимчив к новым технологиям. И там должна быть их быстрая замена. Поэтому риски вполне могут быть разделены с бизнесом, что и происходит.

Проблема строительства в таких крупных корпорациях, как «Росатом», в другом - на сегодняшний день мы не имеем четкого механизма ценообразования на строительную продукцию. Всем кажется, что если проектно-сметная документация прошла через Главгосэкспертизу, то затраты на возведение того или иного объекта оптимальны. Это заблуждение. Главгосэкспертиза не отвечает за ценообразование в полном объеме, сегодня господствует рынок, и проектировщик может заложить материалы в разы дешевле либо в разы дороже.

Допустим, предприятию необходимо построить железнодорожный подъезд. Если взять стоимость рельсов, выпущенных в РФ за 100%, то рельсы, произведенные в Европе, будут стоить в 1,3 раза дороже, чем в России, а в Японии - в 1,5 раза. Если проектировщик выберет японские рельсы, Главгосэкспертиза их не выбросит, и вы будете иметь удорожание проекта в 1,5 раза. Проверяя строительные объекты, мы находим массу примеров неэффективного использования средств.

Другая проблема заключается в том, что мы работаем по 94‑му Федеральному закону. В нем много белых пятен, а точнее, черных дыр. Например, объявляется конкурс, на который приходят 5-7 предприятий. Те, кто реально имеет опыт в строительстве, имеет технику, людей, как правило, объявляет реальную цену, предположим, 100 миллионов. Те, у кого есть стол, ручка и телефон, объявят 90 миллионов и выиграют конкурс. Потом они идут к тому, у кого есть техника и люди, которых надо кормить, и предлагает стать субподрядчиком. Даже в такой отрасли, как строительство линии электропередачи, мы обнаружили ряд компаний, где генеральный подрядчик, то есть выигравший конкурс, выполняя подряд на 15%, оставляет у себя от всей суммы 30%, а остальные 70% перечисляет тем, кто реально выполняет работу. Представляете, что происходит от этой неурегулированности.

Дураки в нагрузку к дорогам

 - Особое недоумение у любого российского гражданина вызывает строительство дорог. Один километр новой дороги в Москве был забюджетирован аж в 800 миллионов евро - после нашей публикации даже прокуратура начала проверку. Другой пример - строительство кольца вокруг Санкт-Петербурга. Там километр обойдется бюджету в 100 миллионов евро - в десятки раз больше, чем в любой европейской стране и США, где дороги на порядок лучше наших. Отчего в дорожном строительстве такое демонстративное воровство?

- Компаний, которые могут выполнить крупные объемы работ, довольно мало. И у нас есть подозрение, что сговор по завышению сметной стоимости присутствует уже на уровне проектирования. Проектировщик закладывает стоимость материалов, транспортные и логистические расходы такие, которые потом обеспечивают прибыль подрядчика. Обеспечить же работы может или одна, или другая фирма. Вот и получается, что проектируется все по высшему уровню, а качество получается никудышнее.

- То есть арматура закладывается японская, а на самом деле прячется в бетон китайская.

- Все что угодно. Могут написать, что песок везут за 50 км, а на самом деле карьер расположен в 500 метрах. Транспортные, логистические, накладные расходы превышают на проценты, а иногда даже в разы расходы тех компаний, которые занимаются строительством дорог за рубежом. Этот порочный круг можно разорвать, только внедрив систему ценообразования уже на стадии проектирования.

Что касается качества дорог. Это происходит от того, что наши требования по строительным нормам и правилам, а также по эксплутационным требованиям до сих пор не доведены до тех стандартов, которые есть в той же Финляндии, близкой нам по географическим условиям. На сегодняшний день эта проблема решается, и в правильном направлении. Мы берем стандарты Евросоюза, привязываем их к нашим условиям, так что качество дорог скоро должно будет соответствовать европейскому. Если бы наши дороги соответствовали хотя бы финским, то можно было бы задачу считать выполненной.

Счетная палата не только считает

- Последний вопрос - у вас гигантский круг общения. Слышал, что вам приходилось сталкиваться буквально с прорывными идеями, связанными с технологиями будущего - получения топлива из СО2.

- Эта идея была рождена в Академии наук РФ крупнейшими учеными, которые занимались и продолжают заниматься ракетоносителями. Ее суть в том, что из парникового углекислого газа путем его улавливания и утилизации получать сырье для моторного топлива. После соединения с водородом и обогащения разного рода присадками из СО2 получается высококачественное и экологичное дизтопливо. На сегодняшний день все необходимые элементы этого технологического процесса есть.

- А откуда улавливают СО2?

- Газ образуется при сжигании природного газа на ТЭЦ, буквально «вылетая в трубу». На нее и ставится фильтр, после которого газ улавливается и подается на газоприемник. Затем сжимается и соединяется с водородом. Ученые разрабатывают единую технологическую схему, которую можно монтировать на предприятиях, до сих пор имеющих большие проблемы с вредными выбросами.

Уже выбрана экспериментальная площадка - Россошанский завод по производству минеральных удобрений. Его руководство с интересом отнеслось к этому изобретению наших ученых. Дело в том, что, по Киотскому договору, за вредные выбросы странам приходится платить, и немало. На снижении выбросов ниже установленной квоты можно неплохо заработать. Плюс производить полезный продукт. Наши расчеты показывают, что это экономически приемлемо уже сегодня. А при усовершенствовании технологии получения водорода установка будет не только окупаться, но и приносить огромную прибыль.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram