Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Политика № 20(312) от 31.05.2012

Казнокрадство рождает свободу

, 16:04 , Главный редактор АН

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл очередное исследование. Опрос чуть более полутора тысяч человек в 46 областях страны показал «устойчивое снижение доверия и поддержки масштабных общественных акций протеста со стороны населения. На данный момент митинг оппозиции в Москве поддерживают 22% россиян, однако только 7% из них готовы принять личное участие в акциях протеста».

То есть при 100 миллионах взрослого населения страны митинги поддерживают всего 22 миллиона. И «всего» 7 миллионов готовы принять в них участие. Такое вот «снижение поддержки» – при том, что ещё год назад таких опросов вообще не проводилось.

Вспомним конец 80-х – начало 90-х годов прошлого века. На той же Манежке в Москве не раз собирались больше ста тысяч митингующих. Советские депутаты и партийно-государственные деятели (как и сегодняшние) по большей части тоже считали их отбросами. Но они победили и получили свободу. Реально обновлённый, а не «отрокированный» Кремль дал её не только гражданам, но и регионам, не побоявшись даже сепаратизма. Правда, и деваться-то ему было некуда – казна оказалась пустой. Так что получай хоть свободу!

Такое состояние продолжалось чуть больше десяти лет. Затем в страну хлынули нефтедоллары, и, чтобы освоить их без общественного контроля и без помех, всеобщая свобода стала ненужной. Возникла властная вертикаль, отменены выборы губернаторов, отстроены послушная Дума и телевидение. О массовом разворовывании госбюджета в этот период написаны тысячи статей. В том числе и в «АН». Не помогло – сотни миллиардов долларов оказались у кучки новых олигархов.

При этом дороги почти не строились, цены на всё что можно росли, муниципальное жильё приходило в упадок, промышленность, кроме сырьевой, почти схлопнулась. Достойной работы становится всё меньше. Всё отличие от горбачёвской эры – его министры были людьми стыдливыми, порой даже плакали на телекамеры от сострадания народу и практически не воровали. Сегодняшние – почти сплошь миллионеры, причём долларовые. Они плюют на обвинения в воровстве и газетные публикации. Всё ещё чувствуют свою безнаказанность. Поэтому, как и на закате перестройки, десятки и сотни тысяч людей вновь пошли на митинги.

Что будет дальше? Нетрудно предположить: как и двадцать лет назад, в государственных закромах вновь станет пусто. Отчасти из-за воровства, но главное – из-за грядущего спада экономики, уменьшения собираемости налогов и прогнозируемого снижения мировых цен на нефть. Вот и останется федеральной власти спихнуть ответственность за всё – опять на регионы. Уже объявлено о возврате к выборам губернаторов, раздаются голоса оставлять больше налогов в регионах, даже партии регистрировать разрешили без всяких ограничений.

А к тому, что денег в казне скоро останется совсем мало, власть начала готовиться давно. Вопреки Конституции, которая декларировала бесплатное образование, оно как-то незаметно становится платным. Та же песня – со здравоохранением. Дальше – больше.

Федеральные теле- и радиоканалы погружают общество в бесконечные политические споры, выискивают врагов. Под визгливые крики известных комментаторов, прозванных в народе «говномётами», незаметно для всех вступил в силу 83-й Федеральный закон о монетизации госуслуг.

По мнению учёных из Института экономики РАН, он беспощадно режет финансирование здравоохранения, науки и культуры, образования – при том, что оно и без того одно из самых низких в мире. Этот закон нещадно распотрошит бюджеты более трёхсот тысяч госучреждений, среди них десятки тысяч федеральных. Обворованы будут практически все российские налогоплательщики, кто и наполняет бюджет. И кто же его тратит? И куда? О сокрытии этой страшной тайны позаботился ещё нынешний борец против режима А. Кудрин. Будучи министром финансов, он так исковеркал бюджетный кодекс, что понять, куда, сколько и кем используются бюджетные деньги, стало практически невозможно. Постатейных трат в законе о бюджете не стало.

При таком отношении к народным деньгам, как к своим, бюджетные госучреждения, скорее всего, уже поделены на так называемые «казённые», «автономные» и «бюджетные». Первые, которых будет не более 15% от всех, останутся на госфинансировании. Вторые получат лишь малую часть госфинансирования от своих потребностей. Третьи не получат денег вовсе. Должны будут зарабатывать сами, включая прокорм начальников. Это больницы, музеи, институты и проч. Экономисты даже подобрали определение для такого невиданного в мире феномена – на тоненьких ножках под самый конец неслышной походкой подкрался…

Так что мужики с Уралвагонзавода, которые, по словам их бывшего начальника цеха, готовы приехать в Москву и разобраться с митингующими, скоро могут тихо завыть, когда в поликлинике с них слупят рублей шестьсот за обычную справку!

А если не они, то другие. Заводов в стране, да и настоящих мужиков осталось немало. Согласно тому же опросу ВЦИОМ, лишь 40% респондентов негативно относятся к акциям оппозиции.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram