Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Соцпакет № 17(309) от 04.05.2012

Перспективы на ближайшие полвека

Для получения полной пенсии придётся работать 45 лет?

, 18:29

Недавно Минздравсоцразвития сообщило о близком завершении работы над многострадальной Концепцией развития пенсионной системы России до 2050 года. По многим ключевым пунктам Минздраву возражают Минфин и Минэкономразвития, предлагающие своё видение реформы. Тем не менее времени на дискуссии не так много. По планам правительства, все необходимые расчёты должны быть завершены уже к октябрю.

Экономия изо всех сил

Краеугольным камнем всех «пенсионных» предложений, как и раньше, остаётся извечный вопрос о том, как уменьшить расходы госбюджета на пенсионное обеспечение. Уже сейчас дефицит Пенсионного фонда России подобрался к 1 трлн. рублей и продолжает увеличиваться. Одновременно растёт и число претендующих на выплаты. Страна стремительно стареет: по некоторым прогнозам, к 2020 году число работающих и пенсионеров сравняется.

Центральная проблема, по поводу которой не утихают дискуссии, – нужно ли официально повышать пенсионный возраст. «Экономисты» выступили яростными адептами этой меры. Они предлагают постепенно довести пенсионный возраст до планки в 63 года, одинаковой как для женщин, так и для мужчин. (Напомним, что сейчас женщины получают право на пенсию в 55, а мужчины – в 60 лет.) Для этого с 2015 года к пенсионному возрасту ежегодно будут прибавлять по три месяца мужчинам и 6 месяцев – женщинам. Те, кому до пенсии по нынешним правилам останется меньше десяти лет, можно не беспокоиться. Реформа коснётся только граждан, родившихся после 1967 года (таким образом, самым «старшим» участникам реформы к началу перемен будет 48 лет).

К неизбежному повышению фактического срока выхода на пенсию приведут и предложения Минфина, затрагивающие роль трудового стажа. Минимальный стаж, необходимый для выхода на пенсию, предложено увеличить в три раза – до пятнадцати лет вместо нынешних пяти. Если к 63 годам этот стаж не набран, придётся либо дорабатывать необходимое время, либо обходиться минимальной социальной пенсией.

Пенсия, полученная после «увольнения» с 15-летним стажем, тоже не будет большой (по тому, собствено, она названа минимальной). Для получения самой высокой выплаты необходимо отработать 30 лет. Тем, кто обратится за пенсией раньше этого срока, пенсия будет рассчитана с понижающим коэффициентом (каким именно, пока не уточняется). Граждан, решивших продолжить труд после достижения 30-летней стажевой планки, при выходе на пенсию поощрят дополнительным повышением. При этом совмещать получение пенсии с работой не выйдет. Работающим пенсионерам, согласно проекту, выплаты не полагаются. Однако, по словам заведующего лабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики им. Гайдара Владимира Назарова, на этот шаг российское правительство вряд ли решится.

«Попытки «развести» получение пенсии и зарплаты уже были в начале 2000-х годов в бюджетной сфере, – говорит В. Назаров. – Но они привели лишь к массовому росту нелегальной занятости среди пожилых людей. Думаю, что этот эксперимент повторять не станут. Тем более что он сопряжён с фантастическими политическими рисками для действующей власти».

Работай, пока можешь

Предложения Минфина и Минэкономразвития руководители Минздрава сочли слишком жёсткими. Ведомство поспешило заявить, что никакого повышения пенсионного возраста в Концепции не будет. Россияне по-прежнему будут уходить на заслуженный отдых в 55 и 60 лет. Правда, в этих речах немало лукавства. Не увеличивая формальную цифру, в Минздраве собираются вынудить людей работать как можно дольше, чтобы получать достойные выплаты. Для назначения максимально возможной пенсии придётся трудиться 45 лет мужчинам и 40 лет – женщинам. (Примечательно, что в результате средним возрастом выхода на пенсию получаются те же «минфиновские» 63 года, а то и больше: ведь далеко не все начинают трудиться в 18 лет.) Тем, кто захочет отправиться на пенсию раньше, придётся иметь дело с понижающими коэффициентами.

«На мой взгляд, явное повышение пенсионного возраста лучше, чем вот такое завуалированное, – рассуждает Оксана Синявская, заместитель директора Независимого института социальной политики. – Опыт стран, которые уже ввели похожие меры, показывает, что люди чаще выбирают ранний уход на пенсию и невысокие выплаты, чем увеличение срока работы в обмен на обещания увеличить пенсию в будущем. Словом, предпочитают синицу в руках журавлю в небе. При этом маленькие пенсии неизбежно приводят к падению уровня жизни. Конечно, регионы будут обязаны дотянуть размер пенсии до прожиточного минимума, но они в любом случае будут крайне низкими. Позиция Минфина мне симпатична как раз тем, что при прямом повышении пенсионного возраста явного снижения пенсии, скорее всего, не будут».

Как видим, Минфин и Минздрав сходятся в видении общего стратегического направления реформы: сделать так, чтобы люди работали как можно дольше, а за пенсией обращались как можно позже. Однако в деталях их мнения расходятся. Кто победит – пока непонятно. На стороне «экономических» ведомств – бесстрастная статистика и объективные прогнозы роста «пенсионных» расходов госказны, потянуть которые будет довольно сложно. Минздравсоцразвития явно стремится работать «на население», справедливо считая сохранение нынешних «планок» пенсионного возраста эффектным успокаивающим манёвром. Чья возьмёт?

«Я думаю, кончится тем, что государство, несмотря на все нынешние заявления, в долгосрочной перспективе будет постепенно избавляться от социальных обязательств, – рассуждает Павел Салин, эксперт Центра политического конъюнктуры. – Вариантов несколько. Может быть, пенсию для всех сведут к некой минимальной цифре. Допускаю переход к адресному принципу выплат, когда деньги получат только те, кто в них нуждается. Наконец, вполне возможно, что государство начнёт перекладывать заботу о пожилых людях исключительно на плечи их родственников. Но иного выхода нет. Если сесть и посчитать, какой будет эффект от повышения пенсионного возраста, получится, что он снимет дефицит Пенсионного фонда максимум на 20%. Ситуацию это не спасёт. В ближайшее время жёсткие меры вряд ли возможны, а вот впоследствии – вполне».

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram