Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 7(197) от 25.02.2010

«Зенит» – полет продолжается?

, 17:29

Крупный международный космический проект «Морской старт», в котором участвуют Россия, Украина, США и Норвегия, оказался на грани закрытия.

Коротко  напомним читателям «АН» суть. Участники и учредители проекта - Южный машиностроительный завод (Днепропетровск), компания «Боинг», ракетно-космическая корпорация «Энергия» (Россия) и норвежская компания «Кварнер» разработали оригинальную схему запуска на околоземную космическую орбиту различных грузов.

Главное звено проекта - ракета «Зенит». Это - плод совместной работы российских и украинских конструкторов. Производит ее вышеупомянутый Южный машиностроительный завод.

«Зенит» может стартовать с плавучей морской платформы, которая доставляется практически в любую точку Мирового океана. Проект уникальный и экономически выгодный. Однако из-за мирового финансового кризиса и резко обострившейся конкуренции на рынке пусковых услуг «Морской старт» оказался обремененным огромными долгами - около 1 млрд. долл. США.

Пытаясь сохранить «Морской старт», основной его учредитель - компания «Боинг» в середине прошлого года погасила долги по внешним заимствованиям. И теперь хочет потребовать уже от своих партнеров по проекту возместить эти затраты.

Выход из сложившегося положения, по мнению экспертов, возможен при соблюдении двух условий. Первое - потребность в «Зенитах» на рынке космических пусковых услуг сохранится в долгосрочной перспективе. И второе - цены на них должны быть минимальными.

По сведениям, полученным из украинских источников, ситуация обсуждалась на состоявшемся недавно в Осло заседании Совета директоров компании «Морской старт». Представитель российской корпорации РКК «Энергия» проинформировал партнеров: в Правительстве РФ решается вопрос об интеграции в РКК «Энергия» ряда ключевых компаний «Роскосмоса». В том числе - ведущего в стране и мире производителя жидкостных ракетных двигателей НПО «Энергомаш» (именно это предприятие производит двигатель РД-171М для первой ступени РН «Зенит» и является разработчиком двигателя РД-120, используемого для второй ступени ракеты).

Представители РКК «Энергия» сообщили также о ведущихся ими успешных переговорах с собственниками 20% акций НПО «Энергомаш» и 60% акций ОАО «Металлист» (Самара) и достижении с ними договоренности о продаже РКК «Энергия» этих активов.

Информация вселила определенную уверенность в учредителей «Морского старта». Если все задуманное осуществится - у «Зенита» появятся отличные перспективы. РКК «Энергия» становится основным управленцем российских производителей комплектующих ракеты. А значит, она сможет контролировать процесс ценообразования. Появляется надежная основа для повышения конкурентоспособности, что, в свою очередь, позволит вытащить проект «Морской старт» из долговой ямы.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram