Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество

Приговор со смертельным исходом

, 17:47

Ярославский предприниматель Константин Сонин находится в шаге от смерти. Во всяком случае, в этом уверен и он сам, и его адвокаты после заседания Замоскворецкого суда города Москвы. О том, что обвиняемый мешает многим, а его гибель открывает путь к многомиллионному состоянию, свидетельствует вся история этого во многом странного уголовного дела. Его, кстати, не должно было быть вовсе, поскольку предмет спора - пакет акций предприятия «Красный Маяк» - находится в ведении арбитражного суда. Но кому-то в очень нужно «убрать» Константина Сонина, сначала за решетку, ну а потом... Как говорится, нет человека — нет и проблемы, а значит, акции и все предприятие наконец-то окажется у людей, которые много лет за него сражаются, не гнушаясь никакими методами.

Девять лет назад начался конфликт вокруг контрольного пакета акций ОАО «Ярославский завод «Красный Маяк». В то время большая часть акций предприятия принадлежала ЗАО «Вибропромтех», единственным видом деятельности которого как раз и было управление активами «Красного Маяка». На момент создания общества в 1998 году доли распределялись так: Константин Сонин – 44,6%, Сергей Басовец – 31,6%, Любовь Хабарина (супруга тогдашнего управляющего филиалом банка «Возрождение») – 23,8%. Поскольку Хабарина не оплатила свою долю, ее акции перешли в собственность ЗАО, их впоследствии выкупил Константин Сонин. В 2002 году, когда в законодательство об акционерных обществах были внесены изменения, был составлен другой договор: Любовь Хабарина якобы подарила свои акции Сергею Басовцу. Тот в свою очередь попытался провести «свое» собрание акционеров и установить контроль над «Красным Маяком». Так и началась история арбитражных и гражданских судов, которая спустя несколько лет вылилась уже в уголовное дело.

Казалось бы, о чем спорить? Арбитражный суд, проанализировав материалы дела и оба договора, которые якобы подписала Хабарина, принимает решение: какой же из них является действительным. После этого вопрос автоматически был бы закрыт. Но после нескольких десятков судов, которые выносили решения то в пользу Сонина, то в пользу Басовца, ситуация стала напоминать фарс.

Я убежден, что и само дело, и начавшийся в 2010 году судебный процесс носят заказной характер. Это – очередные звенья в длинной цепи мероприятий по захвату «Красного Маяка» - утверждает адвокат Константина Сонина Александр Толянин. - Деятельность рейдеров по установлению контроля над ОАО «ЯЗКМ» продолжается уже не первый год. За это время гражданин Канады Сергей Басовец и те, кто за ним стоит, перепробовали десятки легальных и нелегальных способов захвата предприятия.

Как мы уже говорили, были многочисленные арбитражные суды. А кроме них, попытки перевода акций на другие фирмы, похищение документов. По заказу рейдеров некая московская компания разработала даже целый план по установлению контроля над «Красным Маяком».

Всего этого рейдерам показалось мало: наконец, они дошли до «заказного» уголовного дела. Оно было возбуждено в апреле 2007 года сотрудниками Главного Управления МВД по Центральному федеральному округу. Сразу обратим внимание на очевидную нестыковку: предполагаемое преступление было совершено в Ярославле, возможные участники и свидетели проживают здесь же, а дело возбуждают в Москве, хотя это – подследственность районного ОБЭПа. За незаконное расследование этого дела следователь ГУ МВД по ЦФО Пчелкин был уволен.
После множества перипетий с прекращением и возобновлением, арестом Сонина и его юристов, смены пяти следователей в четырех следственных органах дело оказалось в Следственном Управлении СКП по ЦФО. Здешние следователи привлекли Константина Сонина в качестве обвиняемого.

Заказной характер дела был очевиден. При этом во время расследования грубо искажались факты, а позиция адвокатов попросту игнорировалась - говорит Александр Толянин. - Мы пытались обжаловать действия следователя, писали во все возможные инстанции, но все-таки ждали суда, надеялись, что шитое белыми нитками дело развалится еще в начале процесса, ведь состава преступления в действиях Константина Сонина не было и быть не могло. Однако то, что началось в Замоскворецком районном суде Москвы, можно охарактеризовать только одним словом – «произвол».

И опять возникают закономерные вопросы: почему дело передали в районный суд города Москвы? Из всех участников процесса в столице проживает только государственный обвинитель. Следовательно, и дело, согласно закону, должно рассматриваться Ленинским районным судом города Ярославля. Ведь собрать в Москве двадцать-тридцать свидетелей, которые живут за без малого 300 километров, практически нереально. Но, по всей видимости, судья в этом и не был заинтересован. Константин Сонин и его адвокат неоднократно подавали ходатайства об изменении территориальной подсудности уголовного дела и рассмотрению его в Ярославле.

- Конституционный суд России подтвердил нашу правоту в этом вопросе — говорит Александр Толянин. - Однако во всех инстанциях, куда мы обращались с просьбой вернуть дело в Ярославль, получили отказ.

Сам судебный процесс, который начался в сентябре 2010 года, идет довольно странно: все это время создается ощущение, что в зале суда адвоката Константина Сонина попросту нет. То есть физически он присутствует, хотя ездить из Ярославля в Москву, как мы уже говорили, не очень удобно. Но выслушать его и свидетелей судья явно не желает, что особенно ярко показали последние несколько заседаний.

Вот один из самых свежих примеров: как выяснилось, курская аудиторская кампания допускала грубые нарушения при оценке акций ОАО «Красный маяк». Когда сторона защиты увидела заключения, то пришла в шок — ошибки были на уровне простых арифметических вычислений.

- Тем не менее это заключение было приобщено к материалам дела, а наши попытки подвергнуть этот документ анализу были без каких-либо законных оснований заблокированы судьей — говорит Александр Толянин. - Нам, адвокатам Сонина, практически не дают выступать, а наши ходатайства принимаются только для проформы и в итоге остаются без внимания; создается впечатление заранее вынесенного обвинительного приговора.
   
Иными словами, в судебном деле спешат поставить точку, и судья не скрывает, какой она будет: обвинительный приговор Константину Сонину. Этот итог устроит тех, с чьей помощью банальный спор двух акционеров вдруг превратился в уголовное дело, которое опять-таки не случайно завершилось судебным процессом в столичном, а не ярославском суде.

Если подробно ознакомиться с документами по делу, то можно увидеть, что рейдеры постоянно ссылаются на некий «операторский ресурс» в Генпрокуратуре и Мосгорсуде и на «сопровождение дела в соответствующих структурах» - показывает бумаги адвокат.

Сейчас Константин Сонин находится в больнице с гипертоническим кризом, однако его и в этом состоянии могут увезти в суд. Подобное уже случалось в 2007 году, когда подмосковный спецназ МВД фактически захватил одну из ярославских больниц.

Сегодня только широкая огласка всех подробностей дела поможет спасти Константина Сонина — уверен Александр Толянин. Если не принять срочных мер, Замоскворецким судом будет вынесен заведомо неправосудный и несправедливый приговор, следствиями которого станут рейдерский захват и последующий развал предприятия, где работает около 500 человек. И, убежден, гибель моего подзащитного — добавляет адвокат.
 
К сожалению, сомневаться в этом особых причин нет. Живым Сонин не нужен никому, особенно если речь идет о таких деньгах. И вполне вероятно, что через месяц-два заключенного найдут «повесившимся» - дескать, не выдержал мук совести и покончил с собой. Заметим, что одна смерть в деле «Красного Маяка» уже была.

В 2005 году во дворе школы №36 города Ярославля на глазах у детей был убит водитель Сонина Илья Румянцев. Следствие пришло к выводу о произошедшей ошибке в объекте посягательства, и Сонин был признан потерпевшим. Однако расследование дела велось крайне неэффективно и было с подачи рейдеров «уведено» в сторону от реальных заказчиков убийства. Сонин, кстати, добровольно прошел проверку на полиграфе, а вот Басовец от нее отказался.

Впрочем, при расследовании дела об убийстве Румянцева был все-таки установлен один важный факт – прямая связь Басовца с представителями одной из подмосковных организованных преступных группировок. В своем письме начальник отдела по расследованию особо важных дел Ярославского СУ СКП пишет о том, что именно «подольские» решают «все финансовые и организационные вопросы по установлению контроля над предприятием».

«Совместно с Управлением уголовного розыска УВД Ярославской области и Управлением ФСБ РФ по Ярославской области проводятся оперативно-розыскные и оперативно-технические мероприятия в отношении ряда лиц, в том числе в отношении Басовца С.К. и Свитайло О.В. (последний является активным участником и одним из лидеров «Подольской» организованной преступной группировки, с учетом имеющейся информации отрабатывается на предмет организации убийства Сонина К.В.). С 2005 года все финансовые и организационные вопросы по установлению контроля над предприятием решались непосредственно Свитайло О.В. (что подтверждается в том числе данными прослушивания телефонных переговоров)».

«По делу, помимо участников «Подольской» ОПГ, были допрошены также ближайшие связи Свитайло в правоохранительных органах – сотрудники Оперативно-розыскного бюро Главного управления МВД РФ по Центральному федеральному округу – Никишаев и Ветров, к которым Свитайло в частном порядке обращался для проведения проверочных мероприятий и осуществления разработки Сонина К.В. с целью привлечения последнего к уголовной ответственности и устранения с должности Генерального директора ОАО «ЯЗКМ».

Как видим, подозрения у следственных органов были, и весьма серьезные, вплоть до того, что одного из фигурантов поставили «на прослушку».

Сегодня на основании ряда документов мы предполагаем, что лица, причастные к убийству Румянцева, могут быть причастны и к целому ряду убийств, совершенных на территории России: мэра Троицка Найденова, предпринимателя Треля и других — говорит Анатолий Толянин. - Замечу, что сразу после убийства Румянцева ЗАО «Вибропромтех» (держатель акций «Красного Маяка») было переведено на адрес в подмосковном Троицке. По этому адресу проживает несовершеннолетний 1997 года рождения, опекуном которого является один из лидеров «Подольской» ОПГ Свитайло О.В.

Если бы дело об убийстве Ильи Румянцева было доведено до конца, результат мог оказаться не слишком приятным для тех, кто пытается захватить «Красный Маяк»: вплоть до того, что кто-то из них мог бы оказаться на скамье подсудимых. Но такой финал , как видим, кого-то не устраивает. И если так пойдет дальше, то очень скоро мы, а также родные Константина Сонина, не увидим его не только на свободе, но и в живых.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram