Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 35(276) от 08.09.2011

Разгрузка и «перезагрузка»

Обновление Москвы набирает обороты

, 18:29 , Обозреватель отдела Общество

Процесс укрупнения и усиления Москвы обрастает новыми подробностями – предсказуемыми и не очень. Во-первых, главой планируемого Столичного федерального округа станет все тот же Сергей Собянин. Во-вторых, столицу расширят сильнее, чем утверждалось: границы пройдут вовсе не по Кольцевой железной дороге. Москва протянется до самого юга Подмосковья и будет граничить с Калужской областью. В-третьих, уже в течение месяца планируется создать комиссию для переноса органов федеральной власти на присоединяемую территорию.

Раздвоение личности

Федеральные округа были образованы в 2000 г. для централизации государства. С недавних пор они создаются совсем с другой целью – для усиления отдельных регионов. В 2010 г. из Южного федерального округа выделили Северо-Кавказский, чтобы придать больше веса и самостоятельности соответствующим республикам. Теперь то же самое хотят сделать в интересах другого региона – Москвы. Городу мало быть субъектом Федерации – пусть будет еще и федеральным округом.

 

На первый взгляд назначение С. Собянина главой Столичного федерального округа более чем логично. Было бы странно, если бы Москвой руководили два равноправных начальника: один – как глава города-региона, другой – как глава СФО. С другой стороны, наличие двух постов само по себе указывает на то, что их могут занимать разные люди. Никому не приходило в голову разделить должность московского мэра на начальника Москвы-города и начальника Москвы-региона. А вот начальнику Москвы-округа сделают отдельный пост. Причина проста: этого требует законодательство, поскольку субъект Федерации и федеральный округ выполняют разные функции. Однако запрещая объединить их на бумаге, закон допускает объединить их в одном человеке. Парадокс.

У федерального округа нет бюджета и распорядительных полномочий. Его функции – совещательные и надзорные. Как известно, должностное лицо не может надзирать за самим собой. Очевидную порочность такой системы обсуждают в любом контексте – от конституционного строя до жилищно-коммунального хозяйства. Тем не менее С. Собянину поручат контролировать самого себя. Граждане будут жаловаться «окружному Собянину» на «городского Собянина». Кроме того, не стоит забывать, что пост главы федерального округа называется «полномочный представитель президента». Таким образом, в Москве вводится де-факто прямое президентское правление. Политика С. Собянина – руководить столицей с оглядкой на федеральное руководство – будет узаконена и закреплена. Неофициальная функция полпреда (подковерное укрепление вертикали) также придется к месту.

Внутри накаленных отношений с Подмосковьем столица из равноправного партнера превращается в супертяжеловеса. До сих пор их интересы могли быть взвешены на уровне Центрального федерального округа. Теперь же Москва для ЦФО – не вотчина, а «государство в государстве». «Вырезать из ЦФО его центр – то же самое, что оставить дырку от бублика. Это противоречит природе интеграции», – отмечает эксперт Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

«Вероятно, идею создания Столичного федерального округа президент выдвинул затем, чтобы успокоить общественность. Москва после расширения станет трудноуправляемой, а в рамках отдельного округа руководить ею будет якобы проще, – говорит депутат Мосгордумы Андрей Клычков. – Вообще, комментировать эту тему надо с большой осторожностью, потому что никаких документов по поводу образования Столичного федерального округа и расширения Москвы до сих пор нет. Мы оперируем только идеями и слухами. Нет уверенности даже в том, что именно будет представлять собой СФО: одну только «большую Москву» или же «большую Москву» плюс Подмосковье».

Эвакуация правительства

Если цель нововведений – вынести органы власти за МКАД, то зачем менять границы Москвы? Разве одно связано с другим? «Изменение границ нужно для того, чтобы проще было разрешать земельные противоречия. Придется изымать участки у многих собственников – в этом вопросе двум регионам не удалось бы договориться, – поясняет Александр Перенджиев, доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета. – Выбранная территория является компромиссом: такой переезд не вызовет бунт чиновников в отличие от переезда в далекую провинцию – в Ярославль или Новосибирск. Помимо разгрузки дорожной сети власть может преследовать и другие цели. «Манежка» показала: в Москве возможны волнения вроде тех, что происходят в других столицах мира. Госаппарат почувствует себя спокойнее подальше от центра. К тому же он будет эффективнее функционировать. Во-первых, упростится коммуникация. Во-вторых, ведомства будут представлять собой отдельные городки, и им не придется воевать другом с другом или с частными структурами за недвижимость и статус. Сейчас, увы, они погрязли в этом».

Городов, которые специально построены для выполнения столичных функций, в мире немало. Однако ни с одним из них нельзя сравнить «новую Москву», уверена Наталья Зубаревич. «Во всех подобных случаях мировой истории была своя логика, – говорит она. – Округ Вашингтон в США построили для того, чтобы государственная власть существовала отдельно от всех штатов и не находилась под их влиянием. Астану в Казахстане и Бразилиа в Бразилии построили для того, чтобы перенести правительство вглубь страны и поспособствовать ее развитию. Канберру в Австралии построили для того, чтобы примирить два крупных города, которые боролись за статус столицы. А в случае с «новой Москвой» никакой логики нет. Трудно представить, что президент и премьер-министр переедут из Кремля и Белого дома за МКАД. Значит, и остальные руководители никуда не сдвинутся – они привязаны к первым лицам страны. В лучшем случае будут перемещены малозначительные министерства вроде Минсельхоза».

Перенос органа власти из Москвы имел место лишь однажды: в 2008 г. Конституционный суд переехал в Санкт-Петербург (туда же намереваются перенести Управление Военно-морского флота). Это было сделано для повышения статуса Северной столицы. На практике перенос осложнил тяжбы граждан с властью: возить документы из Москвы в Питер – долго и накладно. Оппозиция не раз заявляла, что переезд ослабил влияние Конституционного суда и что следующим шагом будет перенос парламента.

«Вряд ли вынос органов власти в «новую Москву» вызван стремлением ослабить парламенты. Они не представляют для исполнительной власти никакой опасности – что Государственная дума, что московская, – комментирует депутат Мосгордумы Андрей Клычков. – Скорее речь идет просто-напросто о строительстве «города солнца» для элиты. Ведомства не захотят переезжать. Конечно, в качестве предвыборного пиара можно ожидать этого даже от президента с премьером, но лишь на краткий срок (подобно тому, как спикер Госдумы на время отказался от мигалки). Между тем это было бы прекрасно. Почему первым лицам не сидится в загородных резиденциях?»

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram