Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 46(184) от 19.11.2009

Таинственный хозяин неба

, 18:01

Совсем недолго осталось до начала летных испытаний истребителя Т‑50. Это самый таинственный и самый ожидаемый военный авиационный проект России последних лет. Тяжелый многофункциональный истребитель пятого поколения разработан в ОКБ им. П.О. Сухого. Он создается в рамках программы «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» - ПАК ФА, так очень часто называют и сам самолет.

Внешний вид и технические характеристики истребителя сейчас являются военной тайной. Тем не менее кое-что уже известно, а остальное можно домыслить. Итак, каков будет будущий «хозяин небес» - Т-50?

Облик Т-50

Долгое время о том, как будет выглядеть машина, ничего не было известно. Но сейчас на основании нескольких полуофициальных рисунков и некоторых официальных заявлений можно понять следующее. Внешность самолета будет весьма необычна.

Т-50 является тяжелым двухдвигательным истребителем с максимальной взлетной массой примерно 32-35 тонн. Он имеет треугольное крыло переменной стреловидности и большой площади. Нагрузка на крыло будет меньше, чем у его заокеанского соперника F-22A Raptor. Это вместе с другими аэродинамическими свойствами позволит ему превзойти в маневренности «Рэптор». Дело не только в крыле, но и в интегральной компоновке самолета в целом, когда фюзеляж самолета тоже создает подъемную силу.

Большинство современных истребителей вынуждены для достижения сверхзвуковых скоростей включать форсаж, в несколько раз быстрее расходуя топливо. Новый самолет будет способен лететь на сверхзвуковой скорости без включения форсажа - так называемый крейсерский сверхзвук. Сейчас на это способны лишь сверхскоростной МиГ-31 и американские F-22A и F-35. Это важное качество позволяет истребителю быстрее выходить на рубеж перехвата, быстро менять позиции для атаки, прикрывая обширные районы, быстро покидать бой или отрываться от противника, не рискуя остаться без топлива раньше времени.

Т-50 будет малозаметным для радаров противника. Он имеет два киля небольшой площади, установленных с развалом для уменьшения радиолокационной заметности. Форма носа, кабины, воздухозаборников, стабилизаторов тоже позволит уменьшить заметность самолета.

Чтобы быть малозаметным, самолет должен нести оружие во внутренних отсеках. С этой задачей конструкторы, похоже, справились хорошо - Т-50 имеет как минимум 2 больших отсека для ракет «воздух-воздух»: сверхбольшой, большой и средней дальности (их можно использовать и для бомб) и отсеки для ракет ближнего воздушного боя. Объем отсеков очень велик - почти треть объема самолета!

Если для выполнения боевой задачи малозаметность не требуется, то оружие можно разместить и на внешней подвеске, в том числе корректируемые бомбы и управляемые ракеты. Боевая нагрузка самолета при размещении оружия внутри составит до 2,5 т, а полная - 7 тонн. Дальность полета без дозаправки пока не известна, но она должна быть никак не меньше, чем у нового Су-35С - 3,6-4 тыс. километров.

Впрочем, определиться с обликом Т-50 удалось лишь относительно. Заявления официальных лиц зачастую очень противоречивы. Хотя нельзя исключать и намеренной дезинформации конкурентов и противников.

Двигатели и электронное обурудование

Боевая эффективность Т-50 зависит от «начинки» чуть ли не больше, чем от аэродинамики.

В первую очередь это двигатели. Первые летные экземпляры оснащаются двумя двигателями производства НПО «Сатурн». В дальнейшем будут, возможно, опробоваться и разработки МНПП «Салют». Их двигатели уже устанавливаются на Су-35С. Это современный мощный двигатель с изменяемым всеракурсным вектором тяги.

Серийная машина будет иметь совсем новый двигатель, разработка которого ведется уже сейчас. При ведении воздушного боя эти двигатели обеспечат Т-50 исключительно высокой тяговооруженностью. Управление ими будет полностью цифровое, интегрированное в общую систему управления самолетом.

Туда же будет включен и комплекс управления вооружением самолета. В него войдет мощная бортовая радиолокационная станция (РЛС) с активной фазированной антенной решеткой, создаваемая НИИП им. Тихомирова. РЛС будет иметь антенну примерно из 1500 модулей суммарной мощностью около 20 кВт. Опытный образец антенны уже демонстрировался на МАКС-2009. С ее помощью самолет сможет обнаруживать цели на дальностях более 400 км (для крупных целей), одновременно сопровождать до 60 воздушных целей и обстреливать разом до 16.

Конечно, сразу 60 целей самолет обстрелять не сможет, он передаст данные соседям, которые могут лететь с выключенными радарами. Для этого на нем будет установлена многоканальная система обмена информацией.

Т-50 будет оснащен новым комплексом радиоэлектронной разведки и борьбы, который способен обнаружить противника, не включая радар и демаскируясь, а также «задавить» противника помехами. Все это позволит ему видеть вокруг себя все, атакуя в разных направлениях, при этом зачастую оставаясь незаметным.

Судя по кабине Су-35С, на котором отрабатывается часть задумок для новой машины, воевать в Т-50 летчику будет удобно. Вся информация будет отображаться на больших цветных ЖК-дисплеях, индикаторе на лобовом стекле и в нашлемной системе отображения и прицеливания.

«Меч» самолета

В первую очередь для истребителя важны ракеты «воздух-воздух». Т-50 будет вооружен ракетами сверхбольшой дальности (420 км), способными превратить самолет в «летающий С-400». Внутри он сможет нести их не менее 2 шт., снаружи - больше. Такая ракета идеально подходит для перехвата особо важных и защищенных целей. Также новый самолет вооружат ракетами с дальностью порядка 120 и 230 км.

Для ближнего боя у истребителя будет новая высокоманевренная ракета с тепловизионной головкой самонаведения. Это даст ей исключительные возможности для перехвата даже ракет. Эти ракеты в настоящее время разрабатываются и появятся в серии к 2014 году. На внутренней подвеске их будет до 12 шт. и еще больше при внешнем размещении.

Не забыто и оружие для поражения наземных целей - противорадиолокационные, противокорабельные ракеты, корректируемые бомбы с различными системами наведения. Останется и авиационная пушка калибра 30 мм, которой можно поражать противника в ближнем бою очередью из 3-5 снарядов с высокой точностью.

Когда увидим

В настоящий момент закончен первый летный экземпляр, строятся еще несколько бортов установочной партии. Первый полет состоится в Жуковском совсем скоро - до Нового года.

Первый борт будет «полупустой», на нем пока нет ни РЛС, ни многих других элементов. Он даже может быть не очень похож на серийный! На нем будут проверять выкладки аэродинамиков и конструкторов, чтобы понять, не потребуется ли ему переделка. Именно так и случилось в свое время с будущим Су-27.

В наше время с учетом компьютерных методов разработки и моделирования вероятность такого конфуза невелика, но имеется. Некоторое оборудование для Т‑50 уже испытывалось на самолетах «поколения 4++» Су-35С и МиГ-35С.

Испытания продлятся долго, почти пять лет, и только в 2015 г. первые серийные Т‑50 поступят в ВВС сначала для войсковых испытаний, а потом и в строевые эскадрильи. Всего же ВВС РФ заинтересованы в покупке от 450 до 600 подобных машин. Выпускать Т-50 будут в Комсомольске-на-Амуре и на десятках предприятий-смежников по стране. Эти самолеты заменят к 2025 г. устаревшие к тому времени МиГ-29 и Су-27. Планируется и палубная модификация для новых авианосцев.

«АН» с нетерпением ждут первого публичного показа и первого полета. Будем болеть за наших конструкторов.

Аргумент конструкторов

Высокая маневренность признается нашими конструкторами очень важным боевым качеством. По расчетам, несмотря на дальнобойное вооружение, в случае столкновения смешанных групп истребителей дело все равно будет доходить до ближнего воздушного боя. А значит, Т-50 будет очень маневренным.

 Сравнение с конкурентами

Т-50 «затачивался» под то, чтобы стать «убийцей» американского истребителя пятого поколения F-22A. Этот самый дорогой в мире самолет (более 300 млн. долл. за штуку) - грозный противник, оснащенный отличным радаром, скоростной, весьма маневренный. С самого начала он был для нас тем самым «Тайсоном, которого надо побить».
Т-50 создан для того, чтобы быть сильнее F-22, будучи в несколько раз дешевле его. 300-миллионного самолета наша экономика не вынесет, не вынесла и американская. Вместо 1100 таких самолетов американские власти сначала решили закупать 600, потом 380, а в итоге все закончилось закупкой 183 штук.

Учитывая устаревающий парк F-15, а также сложность в эксплуатации и капризность «Рэпторов», у ВВС США назрела большая проблема. Решать ее пытаются за счет программы выпуска легкого истребителя F-35. Но эта «дешевая» машина, изначально планируемая числом около 3000 штук по 45 млн. долл. за штуку, недавно была предложена Израилю уже за 200 млн. долларов.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram