Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 46(184) от 19.11.2009

Во всем повиновалась царю

, 13:41

Единственную женскую роль в исторической драме Павла Лунгина «Царь» исполнила молодая актриса РАМТа Рамиля ИСКАНДЕР. Ее героиня, умная и коварная Мария Темрюковна - вторая жена Ивана Грозного, испытавшая на себе все прелести характера непредсказуемого Ивана IV.

- Рамиля, до съемок много прочитали о Марии Темрюковне?

- Достаточно. Ее воспитывали как мужчину, она была с детства на коне, ходила на охоту. Ее учили убивать. Жестокость - стержень характера Марии. Но я должна была ее как-то оправдать для себя. И оправдывала именно тем, что ее так воспитали. Ей пришлось быть жестокой к своим недругам и вместе с Иваном Васильевичем смотреть, как колесуют, варят в кипятке, сажают на кол врагов престола.

- Вы сами по характеру жесткий человек?

- Мягкий и даже слишком. Хотя в каждом из нас есть и темные стороны, о которых мы не только людям не говорим, но и сами не догадываемся.

- Что вас больше всего поразило в работе Петра Мамонова, игравшего Ивана Грозного?

- Была одна сцена, где к царю приходят призраки убитых им бояр. Я в это время лежу в постели и со стороны вижу не призраков, а безумие царя. Когда читала сценарий, не понимала, как это можно сыграть. Но Мамонов сыграл гениально! Работал с такой самоотдачей, что его и до съемок и после нельзя было трогать. Он просто молча сидел несколько часов - и отходил. Петр жил не в гостинице, как мы все, а отдельно, просил его без нужды не беспокоить.

- То есть никакого человеческого контакта у вас с Мамоновым не было вне съемочной площадки?

- Общение было, но он очень сложный человек. В первый день съемок меня представили ему: «А это вот, Петя, твоя жена». «Да, - сказал он, - ну посмотрим». И началось: «Иди сюда! Сядь! Подай!» Хотел понять, насколько я способна повиноваться. Но я, мусульманская женщина, умею это делать. И в конце дня Петр сказал: «Хорошая жена!»

- Быть хорошей женой, наверное, учили в деревне, где вы жили до 16 лет?

- Да, до 16 лет я жила под Челябинском в деревне. В нашей татарской семье строго соблюдались все мусульманские обычаи, хотя мои родители - учителя, образованные и интеллигентные люди. Навыки деревенской жизни у меня до сих пор остались. Я умею доить корову, сбивать масло, лепить пельмени, делать домашнюю лапшу.

 - Какое впечатление произвел на вас Олег Янковский?

- Янковский, что меня поразило, ничего не играл. Он сидел, курил свою трубку, было ощущение, что он никуда не спешит. Медленно вставал, когда говорили, что нужно в кадр. Я не могла поймать момент, когда человек начинает перевоплощаться. Потом поняла: Олег Иванович такой мастер, что у него этот момент происходит незаметно даже для глаза другого профессионального актера.

- О болезни его уже было известно? Это как-то сказывалось на его работе?

- Абсолютно нет. Никто ничего не знал, даже не подозревал. В Суздале после съемок его забирала машина, и тем же вечером он играл спектакль в Ленкоме. А утром в 8 часов был уже на площадке. Он ни на что не жаловался. Сидел вместе с нами и в дождь, и в снег.

- Вы много играете в театре, роли совершенно разные - от Жени Комельковой («А зори здесь тихие») до Маргариты («Мастер и Маргарита»). В десятичасовом (!) «Береге утопии» у вас сразу несколько ролей. Что делает зритель все это время, понятно. А что делают актеры, когда они не находятся на сцене?

- У меня в трех частях три разные роли: в первой я играю любовницу Белинского, во второй - жену Огарева. В третьей - я уже любовница Герцена. Прихожу в театр, полчаса разминаюсь. Иду на грим, костюм. Выхожу на сцену в первой части. Потом снимаю грим, надеваю парик, другой костюм - и уже пора на вторую часть. Потом опять другой парик, грим - и снова на сцену.

- И так целых десять часов?!

- Некоторые мои коллеги делают за кулисами все что угодно в перерыве. Могут съездить домой - пообедать, поспать. Кто-то спит прямо в гримерках на диванах. Но я если погружена в материал, не могу отвлекаться.  Как правило, повторяю текст на третью часть. У меня все телефоны отключены в день спектакля «Берег утопии» - с 12 дня до 10 вечера.

- Вы еще много занимаетесь дубляжом. Что вам как актрисе дает эта работа?

- Для профессии это хороший эмоционально-речевой тренинг. Есть актриса, ее индивидуальность. И твоя задача - передать не свою, а именно ее актерскую индивидуальность. То, как она воплощает этот образ. Мне безум-
но интересно, потому что это те роли, которые я не смогу сама сыграть.

- Теперь Скарлетт Йоханссон будет все время говорить вашим голосом?

- Есть «официальные голоса» Брэда Питта, Тома Круза. Им не разрешается дублировать других актеров. Я не являюсь официальным голосом ни Скарлетт, ни Эшли Джадд. И мне так лучше: есть возможность познакомиться с разными актрисами.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram