Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 3(193) от 28.01.2010

Министру Христенко работы – на 120 лет

, 16:41

В конце января в Липецке прошло совещание комиссии по модернизации экономики. Там глава Минпромэнерго В. Христенко угодил под горячую руку Дм. Медведева. В ходе его разговора с загадочным министром родилась замечательная  фраза президента о том, что некоторые лица из правительства только и делают, что «вносят, выносят и заносят». По сути, он дал понять: есть те, кто выступает локомотивом экономики, а есть те, кто работает ее тормозом.

Скоростной министр

В Липецке случилось вот что: г-н Христенко докладывал президенту о непростой ситуации с принятием новых технических регламентов. Они нужны, чтобы частично заменить, а в целом - отменить давно устаревшие стандарты, требования и нормативы. Многие действуют более полувека и давно отстали от мирового уровня. Вот только один пример: пока в России не появится новый техрегламент на строительство дорог, асфальт у нас так и будут укладывать по ГОСТу, принятому в 1935 году.

В общем, предприятия ждут не дождутся, когда государство примет нормальные правила игры. Но этот процесс идет ни шатко ни валко. «Предполагалось, что с 2003 по 2008 г. утвердят около 400 технических регламентов. Но были приняты только... 11», - объясняет директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев.

В общем, ответственные лица явно никуда не торопятся. Хотя, когда глава Минпромэнерго докладывал в Липецке об «успехах» на этом направлении, он не мог не знать, что наступает на давнюю болячку. Дело в том, что еще в бытность вице-премьером Дм. Медведев изо всех сил отстаивал идею перехода на систему регламентов и всячески старался ускорить их принятие.

Уже тогда он жестко критиковал г-на Христенко, которого назначили ответственным за данный процесс. «Ситуация отвратительная, на подготовку техрегламентов без особого результата истратили 250 млн. руб., и мы вообще не понимаем, когда все закончится», - заявил Дм. Медведев на заседании правительства 13 апреля 2006 года.

С тех пор прошло три с половиной года, на регламенты потратили еще 500 млн. рублей. И вот 20 января 2010 г. в Липецке все тот же г-н Христенко поведал президенту, что принятие регламентов, по сути... толком даже не начиналось. Так что эмоциональная реакция Дмитрия Анатольевича, сопровождавшаяся высказыванием о «заносах», более чем понятна.

Что тут сказать? Лучше - подсчитаем. Тем более что есть ряд фактов, которые не помешало бы сопоставить друг с другом. Первый: в ответ на критику г-н Христенко нашел замечательную отговорку. Он пожаловался Дм. Медведеву, что 2 млн. руб., выделенных правительством на разработку каждого регламента, - слишком мало. «Это минимальная цифра для документа, к которому привлекаются сотни людей», - заявил министр. А вот второй факт: г-н Христенко сообщил президенту, что один из немногих принятых документов - «Регламент на низковольтное оборудование» - различные ведомства «мурыжили» более пяти лет.

Низковольтный закон

 «АН» внимательно изучили этот регламент. Выяснилось следующее.

Во-первых, объем закона-долгостроя невелик - всего 36,6 тыс. знаков с пробелами. Это 12 страниц машинописного текста. Если помножить пять лет напряженной работы на число рабочих дней (20 в месяц) и предположить, что над законом трудился только один человек, то его производительность получится - 30 печатных знаков (с пробелами) в день. Но поскольку известно, что над документом трудилась команда из «сотен специалистов», то производительность каждого выйдет - примерно 0,3 знака в день.

Во-вторых, какой бы то ни было сложной технической или инженерной информации в тексте закона ровно ноль. В нем только 17 статей, содержание большинства из них напоминает текст популярной энциклопедии для детей. Например, первая глава содержит только общие слова о том, зачем вообще нужен данный документ. Трудно удержаться от цитаты: «Настоящий закон принят в целях защиты жизни или здоровья граждан, собственности, ...жизни или здоровья животных и растений».

В-третьих, среди содержащихся в тексте ценных указаний полно «масла масляного». То есть вещей, очевидных без всякого напоминания со стороны чиновников. Например, кто бы мог подумать, что низковольтное оборудование «...должно быть сконструировано таким образом, чтобы при эксплуатации имелась возможность правильного и надежного подключения к электрической сети...». И уж точно никто не догадался бы, что оно «...не должно быть источником возникновения пожара».

Страшно представить, что было бы, если бы «сотни специалистов» под мудрым руководством В. Христенко долгие пять лет за 2 млн. бюджетных рублей не напрягали мозги над регламентом, надежно защищающим «права животных и растений». Наверняка инженеры забыли бы, что приборам нужна розетка, и были бы уверены, что самовозгорание техники - это нормально.

С другой стороны, если примут регламенты, на что тогда будут жить тысячи чиновников, успешно зарабатывающих на платных услугах по сертификации товаров? Сейчас они окучивают богатейшую поляну, потому что в России сертификации подлежит более 60% продукции, тогда как в ЕС - только 4%. Неудивительно, что в нашей стране работают более 1,2 тыс. разнообразных «сертификационных» контор - чаще всего созданных при участии высокопоставленных лиц.

«Идеология, заложенная в закон о техрегламентах, противоречит интересам очень многих чиновников и околочиновных структур, кормящихся на всяких экспертизах, согласованиях, разрешениях, проверках и т.д. Поэтому пошло очень мощное сопротивление», - утверждает один из авторов закона, экономист Антон Данилов-Данильян.

Поэтому понятно, почему глава Минпромэнерго так трепетно относится к поручению президента и готов разбиться в лепешку, лишь бы регламенты приняли как можно скорее. Итог его напряженной работы очевиден: с 2006 по 2009 г. доля стандартов, соответствующих европейским требованиям, выросла с 38,5% до 40,5%. Такими темпами для достижения показателя в 100% потребуется не менее 120 лет.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram