Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Соцпакет № 15(205) от 22.04.2010

Расти, пенсия, большая-пребольшая!

Минздрав придумал, как существенно увеличить доходы пенсионеров

, 16:25

Минувший год для российской пенсионной сферы прошел под знаком валоризации. Однако на этом преобразования не закончились. В Минздравсоцразвития готовят новый масштабный проект. О грядущих нововведениях читателям «АН» рассказывает статс-секретарь – заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Юрий ВОРОНИН.

«Накопилка» не исчезнет

– Юрий Викторович, можно ли сказать, что в российской пенсионной системе начинается новая реформа?

– Фраза «новая реформа» не совсем уместна. По мере развития любого института выявляются некоторые аспекты, требующие доработки. Это касается и пенсионной системы. Все изменения будут осуществляться в рамках той реформы, которую мы запустили в 2002 году.

– В чем отличие грядущих перемен от уже состоявшейся валоризации?

– Валоризация, прошедшая с 1 января 2010 года, прежде всего касалась нынешних пенсионеров. Новый этап преобразований обращен к тем, кто сегодня работает и формирует свои пенсионные накопления. Поэтому основное внимание будет уделено накопительной части пенсии. На сегодняшний день уже существует проект Концепции развития накопительного пенсионного обеспечения. Он разработан НИИ труда и социального страхования по просьбе Минздравсоцразвития России.

Главное, что мы собираемся сделать, – вывести накопительный компонент из системы обязательного пенсионного страхования.

– Признаться, звучит пугающе…

– Сразу оговорюсь: отменять накопительную часть никто не собирается. Все пенсионные права граждан будут сохранены в полном объеме. Накопительная система станет похожа на ОСАГО: страховаться обязательно, но само страхование – не государственное. Мы рассчитываем, что благодаря новым принципам работы возможности для формирования будущей пенсии расширятся, а доходы пенсионеров существенно вырастут.

Справочный аргумент

Сегодня накопительная часть пенсии формируется у граждан 1967 года рождения и моложе. За каждого из них работодатель ежемесячно платит взнос в Пенсионный фонд России в размере 20% от фонда оплаты труда. Из них 14% пускают на страховую часть пенсии. Эти деньги полностью уходят на выплаты нынешним пенсионерам. Оставшиеся 6% – это и есть взносы на накопительную часть. Они лежат на индивидуальных счетах и дожидаются выхода гражданина на пенсию. Все оставшееся до начала выплаты время эти взносы должны приумножаться.

Новые возможности

– Какие структуры сегодня работают с накопительной частью пенсии?

– В России, точно так же как и во всем мире, инвестированием пенсионных накоплений занимаются негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и управляющие компании, в том числе государственная УК (на данный момент это Внешэкономбанк). Но сегодня есть ряд препятствий для развития и максимально эффективной деятельности негосударственных структур. В ходе преобразований мы рассчитываем эти препятствия устранить.

– Каким образом?

– Прежде всего мы хотим, чтобы к формированию и использованию пенсионных накоплений применялся иной правовой подход. В мировой практике эта сфера регулируется гражданским правом через механизм заключения договоров. А в России и страховой, и накопительный компоненты пенсии включены в сферу обязательного государственного пенсионного страхования и вписаны в систему публичного права. Она работает по жесткому принципу: «Все, что не разрешено, – запрещено». Это сильно сужает возможности граждан в использовании своих пенсионных накоплений.

– В чем это проявляется?

– В первую очередь в том, что предложения различных негосударственных пенсионных фондов (НПФ) ничем не отличаются друг от друга. Все работают по одной схеме: сначала аккумулируют пенсионные накопления, а по достижении гражданами пенсионного возраста начнут их выплату, которая, по существующим нормам, должна быть пожизненной.

Это происходит потому, что договор, который гражданин заключает с негосударственным фондом, фактически повторяет нормы федерального закона. И другим он быть не может – таковы особенности публичного права. В результате у граждан практически нет выбора, а у НПФ – здоровой конкуренции между собой. И это явно не способствует динамичному развитию рынка пенсионного страхования.

– Что именно можно будет делать с накопительной частью пенсии?

– Россияне, как и большинство европейцев, смогут сами выбирать период выплаты накопительной пенсии и время, когда именно она будет назначаться. Пенсионные накопления можно будет при определенных условиях использовать, например, для улучшения жилищных условий. Кроме того, значительно упростится механизм наследования пенсионных накоплений.

– Каким должен быть в идеале конечный итог работы с накопительным элементом?

– Мы ставим перед собой несколько ориентиров. Во-первых, в совокупности страховая и накопительная части трудовой пенсии должны обеспечивать компенсацию в размере примерно 70% утраченного заработка (при условии 30-летнего периода уплаты страховых взносов). Во-вторых, мы рассчитываем, что к 2023 году не менее 20% экономически активного населения страны должно быть вовлечено в систему добровольного пенсионного страхования. Наконец, третий ориентир – решение проблемы «молчунов» (она заключается в нежелании граждан доверять свои накопления негосударственным фондам. Сегодня более 90% россиян не заявили о выборе управляющей компании, и их средствами управляет Внешэкономбанк. – Прим. авт.). Для устойчивости пенсионной системы оптимальным соотношением будет 50 на 50, когда половина застрахованных доверяют свои средства негосударственным структурам, половина – государственным.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram