Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 24(265) от 23.06.2011

Закон против природы

, 17:21

Президент проявил заботу о природе, утвердив очередной перечень экологических поручений правительству. Но, что бы ни говорили на публике первые лица, в последние годы экологические законы только ухудшались. Сначала ограничили обязательную экологическую экспертизу. Потом предприятиям разрешили не раскрывать уровень выбросов. Теперь о нем знают только чиновники – и больше никто. Наконец, в июне 2011 г. появились поправки в Лесной кодекс, позволяющие разведывать нефть и газ в водоохранных зонах.

Экологические бомбы

Объемы вредных отходов растут. Если в 2005 г. в РФ насчитали менее 3 млрд. т отходов (включая бытовые), в последние годы их количество держится на уровне 3,5–3,8 млрд. тонн. Из них 239 тыс. т – вещества, относящиеся к высшему классу опасности. Это оксид свинца, ртуть, радиоактивные изотопы. Еще почти 1 млн. т – высокоопасные вещества, такие как бор, молибден и мышьяк.

Около 80% отходов приходится на добывающие производства: нефтянку, угольную промышленность, добычу металлов. Но главный вред здоровью населения наносят не они, а металлургия и химическая промышленность. Почти 10 млн. горожан живут в условиях, когда предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе превышены в несколько раз. В Астраханской области и Чувашии цифра доходит до 75–80%.

Есть и такая статистика. В Братске в 7–8 раз превышены концентрации сероуглерода и формальдегида. В Абакане 10-кратное превышение по бензопирену, в Екатеринбурге сильно скачет концентрация этилбензола – иногда она в 40 раз выше нормы. Город Дзержинск Нижегородской области попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый загрязненный среди средних по размеру городов мира.

Водным артериям тоже непоздоровилось. Если в начале 1980-х гг., на пике развития советской промышленности, экологическим нормам не соответствовало 15% водоемов, в последние годы вредные вещества заполнили 22–30%. К примеру, в Северной Двине из-за заводов города Котлас увеличено содержание цинка. В реке Кошта  у  города Череповца  в 9 раз превышена норма по нитритному азоту. Кама в районе Соликамска превращается в крепкий коктейль химических веществ: соединений марганца в 15 раз больше нормы, железа – в семь раз. Сибирские реки страдают от нефтяных выбросов. «В России 20 тысяч прорывов нефтепроводов в год. Выливаются огромные объемы нефти – одна Обь выносит в Арктику 200 тонн ежегодно», – рассказывает директор по программам «Гринпис-Россия» Иван Блоков.

Нефтяники добрались и до морей – к примеру, начали геологоразведку на шельфе в богатом лососем и крабом Охотском море. «На западной Камчатке добывать нефть – безумие. Если там, в ледовых условиях, случится авария, мы на сто лет потеряем 20–30% всего российского улова рыбы», – предупреждает руководитель морской программы российского отделения Всемирного фонда дикой природы К. Згуровский.

Нестрашные штрафы

На бумаге существуют строгие нормы по вредным выбросам. Каждая компания, сбрасывающая вредные вещества, платит государству компенсацию за ущерб природе. Если предприятие превышает предельно допустимые нормы – ему грозят штрафы. Но на деле суммы смешные. По подсчетам Минприроды, в среднем на компенсацию экологического ущерба уходит 0,4% прибыли предприятий. А максимум, что можно взять с завода, нарушающего нормы загрязнения, – штраф в 100 тыс. рублей.

Вот примеры. Недавно компания «Омскшина» попалась на превышении выбросов формальдегида в 2,5 раза – отделалась штрафом в 77 тыс. рублей. Подмосковный завод «Очаково» сбрасывал отходы в реку Сетунь – заплатил за это 100 тыс. рублей. «Самаранефтегазу» за загрязнение почвы выписали штраф в 35 тыс. рублей. Когда завод не перечислил деньги в срок, взыскание увеличили до 70 тыс. рублей.

Но самая громкая история разразилась с «Норильским никелем». Компания выбрасывает в воздух Норильска 1,9 млн. т серы в год. А всего на ее долю приходится 10% выбросов вредных веществ в России. Как утверждают в Росприроднадзоре, завод регулярно нарушал экологическое законодательство. В 2008 г. следственный комитет Красноярского края даже возбуждал из-за этого уголовное дело. Прошлым летом история дошла до высоких кабинетов. Премьер-министр прилетел в Норильск и пообещал резко повысить штрафы. Только тогда дело сдвинулось с мертвой точки. Компания стала вкладывать в обновление производства по 14 млрд. руб. в год и понемногу снижает выбросы.

Увы, пример единичный. Несмотря на угрозы премьера, штрафы не выросли. Наоборот, правительство собирается окончательно упразднить систему контроля над выбросами. Оно разработало закон, в принципе отменяющий предельные нормы вредных веществ. Вместо этого предлагается перейти на европейскую схему. Предприятия разделят на три категории. Тем, чьи выбросы незначительны, будет достаточно декларировать их без всяких контроля и санкций. Заводам со средним уровнем выбросов (таких в РФ – 290 тыс.) установят индивидуальные нормы. По факту: сколько компания сбрасывает сейчас – столько и будет в будущем.

Что произойдет с 11,5 тыс. вредных производств, которые, по данным Минприроды, обеспечивают 99% выбросов в России? Если не хотят платить штрафы, придется установить самое передовое оборудование. После этого компания считается законопослушной. А на деле опять же сможет сбрасывать столько отходов, сколько захочет. Получается, вместо того чтобы усилить контроль, в РФ объявляют всеобщую природоохранную амнистию. Люди, которым и дальше придется дышать воздухом с формальдегидом и пить воду с мышьяком, от  нее точно здоровее не станут.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram